Несмотря на суматоху вокруг АЭС «Фукусима-1», которая несколько дней балансировала на грани серьезных проблем в 240 км к северу от Токио, мне удалось проверить заголовки главных японских газет времен катастрофы в Чернобыле. В Интернете и других источниках утверждалось, что в Японии тогда публиковались оскорбительные заголовки о «русских дикарях», которым нельзя доверять атомную энергию. Я знал, что это неправда, поскольку в 1986 году работал в Токио и все это помню. Однако память — дело шаткое. Мой доверенный сотрудник в библиотеке района Сибуя города Токио быстро нашел и скопировал заголовки об аварии в Чернобыле из ведущих японских газет с 29 апреля по 5 мая 1986 года. У меня теперь есть толстая пачка ксерокопий.
«Авария на советской АЭС. Погибли более 2 тыс человек? Ядро реактора расплавилось, дело идет к крупнейшей катастрофе» — заголовок на первой полосе газеты «Майнити» от 30 апреля 1986 года. Напомним, в наших источниках утверждали, что в Японии якобы имели место заголовки, такие как: «Дикарей нельзя подпускать к ядерным технологиям!», «Сценарий, подобный Чернобыльскому, в Японии невозможен в принципе!», «Коммунистическая диктатура лжет о положении в Чернобыле!», «Миллионы рабов с помощью КГБ загоняют на устранение аварии с помощью пулеметов!», «Половина СССР превратилась в радиоактивную пустыню». Однако никаких «дикарей», «миллионов рабов» в заголовках не найти, как и упоминания о радиоактивной пустыне и пулеметах. В текстах статей такой чуши тоже не было. Типичные заголовки просто сообщали о фактах. Например, «Авария на советской АЭС. Погибли более 2 тыс человек? Ядро реактора расплавилось, дело идет к крупнейшей катастрофе» («Майнити», 30.4.1986).
Писали много о советской закрытости и нехватке информации о Чернобыле, но другими словами. «Правительство Японии призывает СССР открыть информацию» («Иомиури», вечерняя, 2.5.86). «Мир выражает недовольство советской секретностью» (там же, 30.4.86). Таких заголовков было немало. В отношении утверждения, что «в Японии это невозможно в принципе!», заголовок в «Майнити» от 30 апреля звучал: «Когда-то это может быть и в Японии». «В порядке ли наши АЭС?» — «Иомиури» от 1 мая 1986 года. Справедливости ради, некоторые анонимные источники в министерстве торговли и промышленности Японии сообщили газете «Асахи» 29 апреля, что «в нашей атомной энергетике невозможно то, что произошло в Чернобыле, у нас реакторы другого типа». Этот чиновник, возможно, сейчас раскаивается, но и он, в сущности, не соврал. Авария на АЭС «Фукусима-1» ни в коей мере не похожа на чернобыльскую. Нет такого разлета радиации. Пока серьезные дозы облучения, если верить имеющейся информации, не получили ни один человек. И, более того, пока никто не погиб.
Хотя прошло уже более недели с 11 марта, когда Японию потрясло чудовищное землетрясение с последовавшими за ним цунами, которые нанесли огромный ущерб АЭС «Фукусима-1». Сейчас на атомной станции идет отчаянная работа: заливают сотни тонн воды в самое опасное место — бассейн с отработавшими ядерными топливными стержнями в верхней части разрушенного третьего энергоблока, чтобы они не спеклись и не стали мощным источником радиации. К АЭС подвели энергетический кабель, сейчас восстанавливают ее системы. Ситуация, похоже, постепенно движется в сторону нормализации.
В Токио все спокойно, радиационный фон в пределах нормы. На улицах много людей, гуляют дети, веселые девушки в мини-юбках стучат каблуками. В магазинах практически исчез дефицит, нужно только поискать туалетную бумагу, что можно сделать, обойдя пару-тройку супермаркетов. Проблемы с бензином сохраняются — я берегу, как драгоценный запас, оставшиеся полбака в машине. Общественное телевидение NHK прекратило передавать только экстренные новости и вернулось к обычной сетке вещания, включая сериалы и юмор. Народ это оценил как знак того, что жизнь налаживается.
Паника спадает даже среди российских граждан в Японии, которые, как мне кажется, переживали здесь больше всех. Сотрудник посольства РФ рассказал, что некоторые, желая «срочно эвакуироваться на самолетах МЧС хоть в Хабаровск», сегодня уже отзывают свои заявки. Из наиболее пострадавших районов Японии, по словам дипломата, уже вывезли всех, кто хотел уехать. Кстати, даже в городе Сендай, прибрежная часть которого была сильно повреждена цунами, далеко не все наши соотечественники захотели возвращаться в Россию. Оттуда уехали только 14 женщин с детьми. В Сендае восстановлен аэропорт, который был полностью залит цунами; сегодня открылись многие магазины, куда завезли продовольствие. Люди активно скупают овощи — народ истосковался по салатам, так как неделю сидел на пайках в виде рисовых колобков с начинкой, завернутых в листы высушенной морской капусты.