Помню, как сейчас: наши сверхзвуковые бомбардировщики «Бэкфайр» после стремительного разворота накрыли ракетами промышленные объекты на побережье Японии – запылали нефтеперегонные заводы, рушились крыши и стены, люди-букашки в ужасе метались в дыму и пыли. К кромке северного острова Хаккайдо ринулись десантные корабли с танками-амфибиями и беспощадными русскими солдатами. И кульминация – ослепительная ядерная вспышка над Токио, выжигающая гигантский город. Как разом непроизвольно ахнули тогда зрители в переполненном зале кинотеатра в центре японской столицы! И какая после этого наступила потрясенная тишина!
Это было в далекие 80-е годы, когда «холодная война», по крайней мере потенциально, еще вполне могла перейти в горячую стадию. И с огромным успехом прошел тогда в Токио полнометражный мультфильм о том, как мир в результате серии роковых совпадений втянулся в глобальную бойню, включая её советско-японский компонент на Дальнем Востоке. С тех пор страхи забылись. Японцы больше не боятся войны с Россией, а в своих военных программах упор переносят с северного направления на юго-западное – против Китая. Соответственно сокращается число сухопутных вооружений, необходимых для отражения лихого русского десанта. Количество танков, например, планируется урезать почти вдвое. Зато увеличивают число подлодок, чтобы патрулировать южные океанские коммуникации.
С другой стороны, российский Интернет вдруг загудел: войну с японцами отдельные встревоженные блоггеры обещают чуть ли не завтра. Только речь теперь идет о ситуации, обратной тому, что показывал старинный мультфильм. Нападать, мол, будут японцы, чтобы оттяпать Южные Курилы, воспользовавшись нынешней военной немощью некогда страшного русского медведя. Один из популярных блоггеров даже на полном серьезе уверял, что японский посол призвал соотечественников в Москве потихоньку паковать чемоданы и ждать тайного приказа об эвакуации в связи с готовящимся коварным ударом по России.
Лично я всегда считал, что японцы (строго в теории) вполне имеют шанс быстрым ударом захватить Южные Курилы. Размещенная там 18 пулеметно-артиллерийская дивизия, по признанию наших спецов, оснащена старьем, включая, если не врут, вкопанные в землю танки времен Второй мировой войны. У наших войск крайне ограниченные транспортные возможности для переброски войск морем и по воздуху, а с учетом вечно плохой погоды они вообще незначительны. Японцы для удара по Южным Курилам могут при сильном желании найти законодательную базу. Конституция запрещает этой стране прибегать к войне или угрозе войной для решения международных споров. Но официальное толкование основного закона признает право Японии на самооборону. И его можно, если очень-очень хочется, распространить и на освобождение островов, которые, как считают наши соседи, были незаконно оккупированы Сталиным в 1945 году.
Однако это всего лишь чушь для всех, кто более-менее знаком с современной Японией. Открытые дебаты о коррективах в толковании конституции в интересах подготовки войны за Курилы невообразимы в стране, которая официально провозглашает основой своей внешней политики пацифизм. Тайно готовить десант на Кунашир технически затруднительно. В Японии глава правительства имеет на деле весьма ограниченные возможности по сравнению, например, с президентом России. Он может принимать решение о приведении войск в действие только в случае внешней агрессии. Другие варианты вообще не предусмотрены. Даже постановка такого вопроса на заседании правительства вызовет шок и, возможно, отставки министров.
В Японии мощные, финансово независимые средства массовой информации. Скрыть подготовку к войне, включая переброску и концентрацию войск, не удастся. С другой стороны, парламент Японии практически всегда в значительной мере контролируется оппозицией, которая постоянно мечтает свалить находящийся у власти кабинет. Известие о том, что правительство тайно готовится повторить роковой для страны 1941 год, вызовет бурю, которая сметет кого угодно.
Надо пояснить: японцы после Второй мировой войны прошли мощный терапевтический курс очистки мозгов от милитаристского мусора. Война в общественном сознании считается делом страшным и антинародным. Японцы теперь совсем не похожи на тех очумелых бесстрашных воинов, которые устилали своими телами высоты под Порт-Артуром. Или без патронов, с одними штыками и самурайскими мечами бросались в последнюю самоубийственную атаку на американские пулеметы и огнеметы на тихоокеанском Сайпане. Прошли без следа времена, когда гибель в бою роты или полка наполняла сердца гордостью. Жизнь каждого японца теперь стоит крайне дорого: власти страны предпочитают потихоньку давать любые деньги террористам, чтобы спасти своих граждан, угодивших в заложники.
Японским войскам в ходе миротворческих операций за рубежом категорически приказано немедленно отступать и уходить в безопасные районы при малейшей угрозе стрельбы. Токио, например, неофициально платил немалые деньги племенам на юге Ирака, чтобы те охраняли от террористов «Аль-Каиды» размещенный там одно время японский контингент. Он при этом находился под официальным прикрытием британских и голландских сил, поскольку не имел права ввязываться в бой ни при каких обстоятельствах.
Война за Южные Курилы немыслима и в силу внешних факторов – американцы упали бы под шкаф, узнав, что их послушный союзник по Дальнему Востоку собирается развязать маленькую победоносную войну против русских. Они сделали бы все, чтобы этого не произошло. Поскольку русско-японская война-2 сломала бы всю систему взаимоотношений с Россией, парализовала Совбез ООН, толкнула Москву в сторону Ирана и прочее-прочее-прочее. Есть еще и фактор Китая, который после такой войны прочно заполучил бы Россию в свои младшие братья.
Короче, можно долго говорить, почему удара по Курилам не может быть. Остановлюсь только на одном: в Японии вовсе нет общенациональной истерии по поводу этих островов. Более того, интерес к проблеме неуклонно вянет по мере ухода в мир иной поколений, еще помнящих минувшую войну. Поучительное исследование общественного мнения провела в начале февраля газета «Санкэй», которая очень жестко относится к России. Так вот, лишь менее 51,3 проц опрошенных поддержали требование «вернуть разом все северные территории». По мне, так это совсем немного.
Особенно с учетом того, что в стране ни одна из политических партий не призывает хотя бы подумать о модификации подхода правительства к Южным Курилам. А именно за это выступает большинство в другой половине опрошенных. 26,1 проц хотели бы получить вначале острова Шикотан и Хабомаи, оставив вопрос о более крупных Итурупе и Кунашире на будущее. Напомним, что СССР в 1956 году выразил готовность передать соседу Шикотан и Хабомаи в знак доброй воли – но только после подписания мирного договора. 10,5 проц опрошенных поддерживают идею раздела Южных Курил между Россией и Японией напополам по площади. 4,3 проц вообще не требуют даже части островов. Наконец, чуть менее 8 проц заявили, что не имеют мнения по этой проблеме. Так что, ребята, войны не будет. А вредные скандальчики вокруг Южных Курил пора всем завязывать – как бы ни хотелось поиграть в патриотизм для решения кое-каких внутриполитических проблем.