Загадочные события разворачиваются в Токио, где в гигантском городе, население которого превышает 25 миллионов человек, автомобильные пробки практически исчезли. Конечно, затор можно поймать и сейчас — особенно на загородных хайвэях в выходные или праздники, когда потоки машин устремляются на природу. Однако ситуация изменилась кардинально по сравнению с тем, что наблюдалось десять лет назад. В Токио, перенасыщенном бетоном, теперь можно передвигаться гораздо свободнее.
Хотя внешность города осталась прежней — узкие улицы и массивные эстакады скоростных трасс, способные выдержать землетрясения. Немало слышали о кислородных аппаратах, к которым прибегали токийцы в поисках свежего воздуха — это действительно имело место в 70-х годах, когда город начал задыхаться от числа автомобилей и их выбросов. Фотохимический смог стал настоящим кошмаром, образовываясь под воздействием солнечного ультрафиолета в сочетании с выхлопными газами, и Токио в итоге стал символом экологической катастрофы.
Сейчас этот вопрос решен: воздух в японской столице стал значительно чище, чем в Москве. Проблему пробок первоначально удавалось решать с помощью платных скоростных автотрасс, которые впечатлили Андрея Тарковского — в своем фильме «Солярис» он снимал именно на токийском платном хайвэе номер 4. Сегодня Токио покрыт сетью скоростных эстакад и туннелей, один из которых проходит даже под дном Токийского залива. Проезд по платным хайвэям в черте города стоит 700 иен (примерно 7,5 долларов) вне зависимости от расстояния. Сеть хайвэев продолжает расширяться: хоть эти бетонные конструкции и не украшают город, они значительно помогли в борьбе с пробками.
Тем не менее, похоже, основная задача уже выполнена, и борьба за разгрузку дорог принимает новые формы. По данным администрации столичной префектуры, с 2003 по 2007 год среднее время проезда по Токио удалось сократить на 12%, а в «часы пик» — на 30%. Некоторые изменения обусловлены небольшим снижением числа автомобилей и мотоциклов: сейчас их насчитывается около 4,5 миллионов, тогда как пять лет назад было на 50 тысяч больше.
Тенденция к сокращению числа автомобилей продолжится, так как для многих японцев автомобиль утратил статус символа престижа. Теперь он ассоциируется с устаревшими представлениями, а молодые люди все чаще предпочитают rental-автомобили. В обычные дни многие токийцы используют разветвленный и эффективный общественный транспорт: метро, наземные электрички и автобусы. В это время полиция борется с пробками с помощью множества мелких, но важных нововведений.
В Токио ограничили доставку небольших грузов на автомобилях. Компании теперь должны оборудовать перевалочные базы в кварталах города, куда грузы доставляют на грузовичках, а оттуда развозят вручную на тележках. Эффективным решением стало создание «карманов» для остановок автобусов, которые помогают избежать заторов и освобождают основные маршруты.
Город значительно продвинулся в борьбе с незаконной парковкой. Полицейские функции переданы специализированным компаниям, сотрудники которых в светло-зеленых куртках патрулируют улицы и фиксируют нарушения с помощью цифровых фотоаппаратов и компьютеров. Данные передаются в полицию, и владельцы нарушающих правила автомобилей получают уведомления о штрафах по почте. Эффект очевиден: на улицах заметно меньше машин, забивающих крайний ряд у тротуара, а количество платных стоянок увеличивается.
Что касается манеры вождения, токийские водители, конечно, любят погонять. Но в пробках, за редкими исключениями, наблюдается гораздо меньше хамства, чем в Москве: водители стараются пропускать друг друга. В затрудненных условиях они избегают блокировать перекрестки, а навигационные системы в их автомобилях постоянно обновляют информацию о пробках, предложая наиболее свободные маршруты. Светофоры в Токио также совершенствуются — они работают в динамическом режиме, быстро реагируя на изменения ситуации на дороге.
В результате пробки начинают исчезать, и в режиме реального времени можно наблюдать за ситуацией на дорогах японской столицы. Город становится заметно свободнее.