Китай хочет оставить Грецию в зоне евро

В разгар текущей греческой суматохи второй по значимости человек в КНР выступил с довольно жестким и нетипичным для китайцев заявлением о судьбе Афин. Пекин обычно уклоняется от прямых высказываний по международным событиям, которые не касаются его непосредственно. Китай предпочитает прикрывать свои реальные интересы общими призывами к невмешательству во внутренние дела, уважению принципов ООН и суверенитета. Однако 29 июня премьер Госсовета КНР Ли Кэцян был предельно конкретен — он ясно сказал, что Греция должна оставаться в зоне евро.

«Надеемся увидеть единый Евросоюз. Хотим, чтобы Греция оставалась в зоне евро, чтобы Греция и ЕС преодолели нынешний кризис», — заявил китайский лидер в Брюсселе. Более того, Ли Кэцян подчеркнул, что КНР на протяжении многих лет принципиально поддерживает евроинтеграцию и крепкий евро, что в свою очередь отвечает интересам всего мира, включая Китай.

Таким образом, Пекин ясно дал понять, что от Афин ожидает конструктивного подхода к укреплению ЕС. Слова премьера были не просто попыткой угодить евроначальникам в Брюсселе — всего через несколько дней их повторил официальный представитель МИД КНР, подчеркивая, что это является принципиальной позицией Пекина, имеющего свои четко очерченные интересы в нынешней непростой ситуации в ЕС.

Китай с давних пор активно работает с Грецией, рассматривая её как важный плацдарм в Европе. Пекин умело использует экономический хаос и нехватку ресурсов в Афинах, контролируя главное инфраструктурное богатство страны — порт Пирей. Китайская государственная судоходная компания COSCO уже владеет лучшими причальными мощностями, активно вкладывая в них средства.

Порт Пирей имеет уникальное географическое положение, находясь недалеко от Суэцкого канала и Турции. Именно туда китайские стратеги планируют прокладывать грандиозные транспортные трассы в рамках концепции Нового Шелкового пути и Морского Шелкового пути. Первое подразумевает создание сети скоростных железных и автомобильных дорог от Востока Азии в Европу, а второе — освоение океанских трасс через Тихий и Индийский океаны, и далее к Суэцкому каналу.

Китай активно работает над покупкой контрольного пакета акций порта Пирей, который Афины хотят приватизировать. Корпорация COSCO уже считается главным претендентом на это сокровище. Однако дело не ограничивается только этим — компании из КНР также вкладывают средства в модернизацию и расширение железных дорог Греции, по которым товары из Пирея должны поступать в другие страны ЕС, куда Пекин также планирует активно инвестировать.

Китайские инвестиции в еврозоне за последние десять лет возросли до 14 миллиардов евро. В ходе своего визита в Брюссель Ли Кэцян подписал соглашения на 18 миллиардов евро, касающиеся модернизации и развития транспортной системы в Бельгии, которую Пекин намерен сделать одним из ключевых распределительных пунктов своего Нового Шелкового пути.

На фоне всего этого Пекин также выступает как серьезный держатель европейских ценных бумаг. Таким образом, Греция представляет для Китая ценность как южное окно для стратегического внедрения в зону ЕС, где Пекин планирует работать долго и глубоко.

Обособленная и разругавшаяся с кредиторами Греция не нужна Пекину — такой сценарий противоречит его интересам. Более того, выход Афин из евро и возвращение к драхме может привести к обвалу стоимости китайских активов в стране. Вряд ли Алексис Ципрас и его коллеги найдут в Китае сторонника углубления конфликта. Напротив, Пекин дал понять о готовности помочь в мирном решении проблемы, при этом сохранив европейское статус-кво. Разумеется, если это не будет осложнено внутренними экономическими проблемами Китая.

Оцените статью
Ритм Москвы