В Японии, стоит напомнить, практически нет своих запасов нефти, но вот бензин, к радости автомобилистов, продолжает дешеветь. Этот процесс длится уже пятнадцать недель подряд. Причина проста – импортная нефть, в основном поступающая из стран Ближнего Востока, стабильно падает в цене. Японцы закупают ее по долгосрочным контрактам, а цены пересматривают ежемесячно. Ранее, когда котировки росли, монархи Персидского залива получали выгоду, но теперь такая ситуация благоприятна для японских клиентов.
Цены на нефть существенно снижаются: в октябре за лучшую нефть из Саудовской Аравии марки Arabian light японцы заплатили на 13% меньше, чем год назад, даже с учетом падения курса иены по отношению к доллару. Удешевление бензина становится значительным стимулом для местной экономики: большая часть грузов здесь перевозится на грузовиках, поэтому снижение стоимости перевозок влияет на цены на все товары.
Еще одним приятным моментом для японцев является то, что иена подешевела по отношению к доллару. Это хорошо для экспортеров, которые продают за границей свою продукцию, включая автомобили и электронику. Однако дешевая иена также ведет к подорожанию импорта, особенно на нефть и природный газ, что потенциально может сказаться на увеличении цен на электроэнергию и ударить по семейным бюджетам. Тем не менее, основательное удешевление нефти на мировых рынках компенсирует негативные последствия падения курса иены, и цены на бензин внутри страны продолжают снижаться.
По зарубежным меркам, цены на бензин в Японии все еще довольно высоки: сегодня литр бензина регулярного класса стоит 149,8 иены, что эквивалентно 1,3 доллара. Однако важно отметить, что еще в июле цена была на уровне 165 иен. Снижение цен на бензин может повлиять и на сферу торговли сжиженным природным газом (СПГ), которая является очень чувствительной для России. Япония – крупнейший в мире покупатель СПГ, потребляя около 40% мирового производства этого продукта. Страна активно работает над снижением цен на сжиженный газ.
Недавно в Токио состоялась мировая конференция производителей и покупателей СПГ, на которой представитель японского Управления энергетики поделился оптимистичной новостью о начале закупок сжиженного сланцевого газа из США. Цены на него будут на 20-30% ниже текущих, что позволит Японии снизить зависимость от нестабильного Ближнего Востока. Ожидается, что американский сжиженный газ займет около 20% японского рынка, с возможностью дальнейшего увеличения.
Токио также радует наличие новых проектов по разработке природного газа в США и Канаде, а Австралия в настоящее время является главным поставщиком СПГ в страну. Японцы планируют увеличить долю закупок из этих стран до 60% к 2020 году. При этом есть готовность увеличивать импорт и из России, которая сейчас занимает около 9% японского газового рынка. Для этого необходимо построить новые заводы по производству СПГ, поскольку единственный действующий завод на Сахалине в основном работает на Японию.
Если новые заводы будут построены, и несмотря на санкции, Токио готов удвоить долю России на рынке. В таком случае к 2020 году Россия может занять третье место среди поставщиков СПГ в Японию, обогнав Канаду и Катар. Однако Токио прямо заявляет о намерении использовать сланцевый фактор и избыток газа на рынке для дальнейшего снижения цен, что может благоприятно сказаться на ценах на газ и бензин.