Пошел второй месяц, как в КНДР не поступает никаких новостей о лидере страны Ким Чен Ыне – он исчез. От его имени все еще отправляются поздравления иностранным государствам, а также послания, посвященные внутренним политическим мероприятиям. Однако ни одного телевизионного сюжета о каких-либо инспекционных поездках вождя не появилось. Даже информационные сообщения в газетах отсутствуют. Вождь, обладающий безграничной властью, пропал.
Стоит пояснить, что в Северной Корее принят старинный патриархальный стиль управления – верховный правитель должен постоянно объезжать свои владения, давать бесчисленные наставления о методах выращивания свиней, устройстве увеселительных парков, производстве удобрений и повышении урожайности. Он непрерывно встречается с бойцами образцовых гарнизонов, инспектирует солдатские столовые, командует запусками ракет и делает подарки, которые потом украшают музеи частей и соединений. Весь этот давно устоявшийся ритуал сейчас нарушен: Ким Чен Ын в последний раз показался на людях со своей женой 3 сентября, когда посетил концерт женской эстрадной труппы «Моранбон», участницы которой выступают в весьма фривольной по северокорейским меркам манере. После этого всесильный вождь исчез и пропустил 25 сентября важное мероприятие в Пхеньяне – сессию Верховного народного собрания, где он раньше всегда присутствовал.
В тот день пхеньянское телевидение с явным намеком показало пустующее кресло во главе президиума сессии парламента. Это было сделано не случайно. 25 сентября телевидение также показало шокирующий сюжет, где вождь страны с трудом передвигается во время одного из официальных мероприятий в июле, заметно прихрамывая. Чтобы зрители обратили на это внимание, диктор произнес немыслимую ранее в КНДР фразу о том, что Ким Чен Ын героически управляет народом, несмотря на физические проблемы, обозначенные термином, который сложно перевести – «телесная несвобода». Эти беспрецедентные события вызвали шквал слухов. Говорят о проблемах с ногами на фоне прогрессирующего диабета и о подагре как наследственном заболевании всех представителей правящей династии Кимов.
30 сентября крупная сеульская газета «Чосон ильбо» написала о том, что лидер Северной Кореи получил травму во время одной из инспекционных поездок и долгое время ее игнорировал. Якобы в сентябре ему была сделана операция на обоих коленях, и сейчас он проходит курс реабилитации в пхеньянском госпитале для высшей номенклатуры. Южнокорейская разведка зафиксировала, что туда стали часто приезжать лимузины высшего руководства КНДР. Несмотря на сообщение пхеньянского телевидения о нездоровье вождя, официальные деятели страны за рубежом уверяют, что с ним все в порядке. Представитель КНДР при европейском отделении ООН заявил, что разговоры о болезни Ким Чен Ына – это «сфабрикованные слухи». Однако возникает вопрос: зачем тогда пхеньянское телевидение сообщало о проблемах со здоровьем вождя?
Тем временем Пхеньян развернул активную дипломатическую деятельность: глава МИД страны впервые за последние 15 лет прибыл в Нью-Йорк на сессию Генеральной ассамблеи ООН, а затем провел переговоры в Москве. В Южной Корее побывала беспрецедентная делегация КНДР во главе с «человеком номер два» в пхеньянской иерархии – вице-маршалом Хван Бён Со. На встречах с южнокорейскими товарищами он явился в полной военной форме с бесконечными рядами орденских планок. Это смотрелось экзотично в столице страны, с которой Пхеньян остается в состоянии войны. Однако на переговорах обсуждались вопросы снижения напряженности, отмены южнокорейских санкций и прекращения вражды – контакты на высоком уровне договорились продолжить в ближайшее время.
В то же время КНДР пытается снизить уровень конфронтации с Токио, ведет с ним переговоры и пригласила в Пхеньян официальную японскую делегацию. Все это происходит на фоне нарастающего холодка в отношениях с Пекином: телеграмма в адрес китайского руководства по случаю годовщины основания КНР была краткой и сухой, из нее исчезли ранее принятые теплые слова. Текст послания, вопреки обычаям, был опубликован не на первой, а на второй полосе главной северокорейской газеты «Нодон синмун». Эти события заставляют аналитиков за рубежом ломать голову и строить версии о том, куда исчез товарищ Ким Чен Ын, который и подписал необычную телеграмму в адрес Пекина.