Непростой день выдался сегодня у правительства Японии, которое пытается выдержать баланс между жесткой политикой коллективного Запада в отношении России и желанием сохранить нормальный диалог с Москвой. С прошлой недели Токио искал подходящий момент, чтобы объявить о новых мерах в отношении России в связи с ситуацией на Украине. США и Евросоюз уже ввели дополнительные санкции, и японское руководство понимало, что теперь их очередь, необходимо выполнять обязательства как члена Группы семи.
Задача была непростой, так как в отношениях с Россией возникла неприятная пауза, завис визит президента Владимира Путина в Токио, который ориентировочно планировался на ноябрь. На фоне санкций подготовка к визиту застопорилась. Чтобы не допустить полного разрыва, правительство Японии направило в Москву представителя – экс-премьера Ёсиро Мори, старого знакомого Путина. Он передал российскому президенту послание от текущего японского премьер-министра Синдзо Абэ. Содержание послания неизвестно, но можно предположить, что Токио выразил стремление продолжать контакты, несмотря на трудности.
В развитие этой инициативы был организован телефонный разговор двух лидеров, приуроченный к 60-летию японского премьера. Выслушав поздравления, он предложил Путину встретиться в Пекине на саммите Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) в ноябре, поскольку визит в Токио пока не осуществим. Разговор прошел в дружелюбной атмосфере, но вскоре возникли новые трудности.
Сегодня на самый большой южнокурильский остров Итуруп прибыл глава администрации президента РФ Сергей Иванов. Он осмотрел новый аэропорт, который может решить проблему отрезанности этих территорий от «большой земли». Именно Иванов, будучи министром обороны, дал старт этому проекту. Токио отреагировал на визит, считая его демонстрацией суверенитета Москвы на островах, которые японцы считают своими «северными территориями». Генсек кабинета министров Японии Суга заявил, что поездка Иванова «идет вразрез с чувствами нашего народа и вызывает крайнее сожаление». Посольству России в Токио было направлено представление по этому поводу, хотя его форма была достаточно мягкой. Тем не менее, японцы официально сообщили о протеста.
Практически сразу после этого Токио объявило о новых санкциях в связи с Украиной. Сбербанку, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанку и Россельхозбанку запрещена эмиссия их ценных бумаг в Японии без специального разрешения. Эти банки и так не осуществляли таких операций, но новая мера призвана предотвратить попытки найти финансирование в Японии после потери возможностей на Западе. Также объявлено об усилении контроля, направленного на предотвращение поставок японских вооружений и технологий в Россию. Этот пункт требует дальнейшего разъяснения, так как он может повлиять на широкий спектр технологий двойного назначения.
Новые санкции Японии, конечно, значительно слабее тех, что приняты в США и ЕС. Япония не ввела запрет на операции своих банков с российскими компаниями, хотя такой вариант обсуждался. Важно отметить, что японцы впервые охватили свои санкции экономическими отношениями с Россией, ранее их не касавшимися. Ситуация обостряется, и Токио все трудней сочетает политику ограничительных мер с диалогом с Москвой.
Тем временем главные события перемещаются в Нью-Йорк – там глава МИД Японии Кисида пытается организовать беседу со своим коллегой Сергеем Лавровым, чтобы, в очередной раз заявить: санкции – это одно, но давайте не будем слишком сильно ругаться.