Фото Министерства обороны Республики Корея
Сеул в настоящее время охвачен шоком и чувством бессилия. Все это связано с небольшим северокорейским беспилотным летательным аппаратом, длиной около полутора метров и весом 15 кг, который из-за поломки двигателя упал на территории Южной Кореи, вблизи демилитаризованной зоны. Военные нашли его 24 марта, и на первых порах даже смеяли: конструкция показалась им весьма примитивной. Как заявил представитель министерства обороны Южной Кореи на пресс-конференции, «эта штука выглядит как поделка кружка юных любителей авиации».
Однако вскоре смех сменился тревогой: беспилотник оказался оснащен высококачественной камерой Canon японского производства, на которой было сделано более 190 снимков президентского дворца в центре Сеула. Эти фотографии имели превосходное качество, даже лучше, чем снимки с южнокорейских шпионских спутников, фотографирующих Северную Корею. Но самое главное заключалось в том, что беспилотник обошел как радары, так и наземные наблюдатели. Этот небольшой аппарат с голубым пластиковым корпусом безнаказанно кружил над резиденцией президента Южной Кореи как на высоте километра, так и на уровне 300 метров от поверхности земли.
В Сеуле начались разговоры о том, что такой аппарат можно использовать в боевых целях, если, например, оснастить его бомбой. Эксперты уныло констатируют, что у страны сейчас нет реальной защиты от подобной угрозы. Беспилотник, летавший над головой президента Южной Кореи, был построен 3-4 года назад и двигался со скоростью 100-120 км/ч. Он приземлялся на парашюте, и на нем была пометка о том, что его использовали уже восемь раз.
На борту беспилотника нанесён двузначный номер, и в Сеуле предполагают, что КНДР располагает флотом из нескольких десятков таких аппаратов. К тому же 31 марта еще один беспилотник, но с немного другой конструкцией, упал на южнокорейский пограничный остров в Желтом море, тоже оставшись незамеченным. Он также фотографировал объекты морской пехоты Южной Кореи и использовал японскую камеру — на этот раз Nikon.
В Сеуле теперь не знают, что делать, и нервно смотрят в небо, подозревая везде северокорейские беспилотники. В ответ на эту угрозу власти обещают улучшить качество радарного слежения. Генералы и представители разведки, уличенные в беспечности, получают нагоняи от политического руководства страны.
История с северокорейскими беспилотниками обнажила еще одну неприятную истину: в международных санкциях против Пхеньяна слишком много лазеек, которые можно легко обойти. У самолетиков помимо отличных японских камер были также японские моторы. При этом Совет безопасности ООН после ядерных испытаний и пусков баллистических ракет в КНДР запретил поставки в эту страну любых товаров, которые могут быть связаны с ее военными и ракетно-ядерными программами. Запрещены также «предметы роскоши», включая дорогие автомобили, видеотехнику, фотокамеры, косметику, драгоценности и даже японскую мраморную говядину, которую, по данным разведки, обожают пхеньянские властители.
За санкции Совета безопасности ООН голосовал и Китай – главный и порой единственный экономический партнер Пхеньяна. Более того, отдельные страны вводят еще более жесткие меры давления на КНДР. Например, Токио полностью прекратил прямую торговлю с Северной Кореей, не выдает визы ее чиновникам и аннулировал прямое транспортное сообщение. Любым судам из КНДР запрещено заходить в японские порты. Периодически появляются сообщения о задержании мелких бизнесменов, которые пытаются незаконно продать что-то на север Кореи, от подержанных автомобилей до кафеля для ванной. Нарушители санкций арестовываются и штрафуются, но создать непробиваемый занавес не удается.
Совсем недавно, в марте, Совету безопасности ООН был представлен доклад экспертов, в котором утверждается, что Пхеньян смог создать систему обхода санкций. Эта структура сложна и включает в себя посольства КНДР и сеть мелких компаний, часто однодневок. Выстраиваются многоходовые схемы оплаты контрактов, при этом первоначальный продавец зачастую не знает, куда на самом деле идет его товар, запрещенный к экспорту в КНДР.
Торговый флот Северной Кореи оформлен на массу мелких компаний, каждая из которых имеет всего пару судов, чтобы затруднить массовую конфискацию. Система нелегального импорта действительно работает: в декабре 2012 года, например, в КНДР была запущена мощная ракета со спутником, которую за границей считают прототипом межконтинентальной баллистической ракеты. Ее первая ступень упала у побережья Южной Кореи и была почти полностью поднята с дна сеульскими военными. Анализ этих фрагментов показал, что в ракете использовались детали и компоненты из Китая, США, стран бывшего СССР, Британии и даже из самой Южной Кореи.
Ровно год назад, в марте 2013 года, Совет безопасности ООН снова усилил санкции в ответ на новое ядерное испытание в КНДР. Северокорейским банкам запретили открывать новые отделения за границей, и начали следить за тем, чтобы дипломаты из Пхеньяна не возили крупные суммы наличными в багаже. Заморожены активы нескольких организаций КНДР, связанных с ракетно-ядерной программой. Пекин, по крайней мере на время, заблокировал счета Банка внешней торговли Северной Кореи в Банке Китая. Эта мера, по информации, произвела заметное впечатление на северокорейское руководство.
Однако полного отсечения КНДР от мировой финансовой системы США и их союзники пока не осуществляли. Все понимают, что именно это станет самой эффективной мерой, но держат ее про запас на случай, если необходимо будет серьезно ударить по Пхеньяну. Китай, в свою очередь, мягко выступает против тотальных финансовых санкций, не желая полного удушения своего союзника, пусть и сложного.
Тем не менее практика показывает, что даже небольшие меры на финансовом фронте могут оказать значительное воздействие. В 2005 году, по требованию Вашингтона, базирующийся в Макао банк «Делта Эйша» под угрозой отключения от американской денежной системы заморозил несколько счетов на сумму всего лишь 25 млн долларов, с которых, как считали, шла оплата личных покупок тогдашнего лидера КНДР Ким Чен Ира и его окружения. Даже такая скромная мера произвела эффект, и Пхеньян тогда пошел на некоторые уступки.
Сейчас, кстати, после ряда резких шагов и заявлений КНДР вновь вернулась к поиску компромисса. Возобновлены переговоры с Японией о нормализации двусторонних отношений, делаются шаги навстречу США и Сеулу. Есть основания полагать, что это стало результатом введенных год назад санкций Совбеза, которые еще больше осложнили жизнь пхеньянскому руководству. Несмотря на существование множества лазеек, через которые северокорейская агентура продолжает импортировать алкоголь, косметику и элементы для ракет и беспилотников, тревога в Сеуле ощутима.