Беспрецедентное событие произошло в понедельник в самом центре Пекина. На знаменитой площади Тяньаньмэнь, заполненной туристами, прямо под гигантским парадным портретом основателя КНР Мао Цзэдуна, взорвалась и сгорела легковая машина. В результате трагедии погибли трое пассажиров джипа и двое туристов, в том числе гражданка Филиппин. 38 человек получили ранения, когда машина буквально протаранила толпу и оказалась у мраморных мостков, ведущих к Вратам Небесного Спокойствия в «Запретный город», бывшую резиденцию китайских императоров.
Ещё вчера власти пытались представить произошедшее как досадное ДТП, утверждая, что кто-то не справился с управлением. Однако на следующий день в гонконгской прессе появились сообщения о том, что это мог быть террористический акт, организованный мусульманскими сепаратистами из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Намёки на эту версию просочились и в китайскую печать. Одна из газет привела мнение очевидца, который утверждал, что за джипом гнались полицейские машины.
Полиция на своей странице в Интернете разместила просьбу о помощи в поиске двух уйгуров из СУАР, приводя их личные данные и места регистрации. Соответствующие запросы были направлены администрациям всех пекинских гостиниц с указанием сообщать о подозрительных личностях. Также были обнародованы номерные знаки, имеющие отношение к «серьезному инциденту». Тем не менее, китайские власти пока не подтвердили информацию о теракте, который стал первым в новейшей истории на этой площади.
К тому же в КНР отключили трансляцию японского общественного телевидения NHK с репортажем о взрыве, и подписчики канала увидели на своих экранах только черноту. В китайской службе микроблогов «Вэйбо» цензоры спешно удаляли фотографии с места происшествия, однако все материалы стереть не удалось. Теракты такого рода в Пекине – явление крайне редкое. В 1997 году действительно произошел взрыв в городском автобусе, в результате которого погибли по меньшей мере два человека. Тогда также ходили слухи об уйгурских сепаратистах, но власти не подтвердили версию о теракте.
Слухи о текущем инциденте продолжают циркулировать. Сообщается, что на взорвавшемся джипе был вывешен баннер, а кто-то видел, как люди в машине размахивали флагом. Западные агентства ссылаются на надежные источники, утверждающие, что на Тяньаньмэнь подорвались смертники. Эту версию подтвердил и базирующийся в Гонконге Информационный центр за права человека и демократию, сообщив о наличии информации о том, что взрыв устроили смертники из СУАР, решившие отомстить за гонения на ислам.
Согласно данным, один из находившихся в джипе был родственником человека, погибшего во время кровавых столкновений между уйгурами, ханьцами и китайской полицией в Синьцзяне в июне этого года, когда были убиты 35 человек. Эти столкновения стали самыми кровавыми с 2009 года, когда в Урумчи погибли около 200 человек, а число раненых достигло 2 тысяч. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе ситуация остается крайне напряженной. Если верить финансируемой Конгрессом США радиостанции «Свободная Азия», в районе города Кашгар было уничтожено не менее 15 активистов, подозреваемых в подготовке нападений на полицейские участки.
Текущий взрыв на площади Тяньаньмэнь особенно неприятен для властей Китая, поскольку он явно приурочен к открывающемуся в Пекине в ноябре Пленуму ЦК Компартии, которая постоянно подчеркивает незыблемую стабильность в стране. В следующем месяце также будет отмечаться годовщина избрания на пост генсека ЦК Си Цзиньпина, которую борцы за независимость Восточного Туркестана решили отметить взрывом под портретом Мао. Следует напомнить, что именно он в 1949 году, с согласия СССР, окончательно ликвидировал попытку утвердить в Синьцзяне самостийную республику и присоединил этот район к КНР.