Каждый раз, когда начинается крупное спортивное соревнование, например, сейчас Чемпионат Мира по хоккею, я сталкиваюсь с серьезной проблемой: телекомментаторами. В подавляющем большинстве матчей они становятся настоящими вредителями, мешающими наслаждаться игрой и отвлекающими от нее. Та же ситуация наблюдается и во время футбольных первенств. Если подсчитать, какую долю времени они посвящают непосредственно происходящему на поле, окажется, что это всего лишь десять-пятнадцать процентов. В матчах с участием российской сборной, конечно, эта доля больше. Однако когда на льду играют, скажем, чехи со шведами, создается впечатление, что сам игровой процесс интересует комментаторов исключительно в последнюю очередь. Кажется, будто двое приятелей, сидя с кружкой пива, лишь изредка поглядывают на поле, а в основном ведут разговор на «околохоккейные» (околофутбольные) темы: где больше платят вратарям – в финских или немецких клубах, где лучше цветовая гамма – на стокгольмском стадионе или на Ходынке, почему среди датских болельщиков оказалась красивая девушка с чешским флагом.
Иногда это доходит до абсурда: «Юханссон начинал карьеру в клубе, который тренировал его отец. Отец был посредственным тренером… Шведы атакуют, не дают мне закончить свою мысль… Он был посредственным тренером, хотя его клуб сто лет назад однажды занял второе место… Ой, смотрите, гол, норвежцы сравнивают счет. Простите, это датчане, я почему-то всегда называю их норвежцами. Вообще, датский и норвежский языки очень похожи… Шведы опять забивают гол, но я продолжу свою мысль, русский и украинский языки тоже похожи…» Такова реальность. Я общался с комментаторами на эту тему, но они абсолютно не воспринимают критику. Один из них сказал: «Вы хотите превратить меня в радиокомментатора, это только по радио надо постоянно перечислять, кто кому отдал пас, а телезрители сами видят картинку, поэтому я рассказываю о том, что считаю нужным».
Мой дорогой, вы хотя бы понимаете, что человеческий мозг не способен одновременно концентрироваться на телевизионной картинке и на вашей болтовне? Мозг выбирает что-то одно в качестве приоритета, а остальное идет как фон. Вы считаете, что ваши отвлеченные рассуждения интереснее, чем происходящее на поле? Извините, но это не вам решать! Человек включает телевизор, потому что в программе объявлено «матч Германия – Латвия», а не потому, что там значится авторская программа Скворцова, Гимаева или Ткачева. Когда будете вести собственную передачу, тогда и рассуждайте о чем угодно. Здесь же вы – сбоку припека; главное действующее лицо – тот, кто на телекартинке, и вам никто не давал права переключать внимание на себя. Интересен вам матч или нет – это никого не волнует. Вы должны помогать следить за игрой, и ничего больше. Именно помогать следить за игрой, а не отвлекать от нее.
Комментаторы приводят еще один аргумент: «Я же не учу вас, как писать книги. А вы не учите меня вести репортаж». Уважаемые, если вам не по душе какая-нибудь книга, вы можете ее не читать. А мы, зрители, к сожалению, не имеем возможности отключить вашу речь, оставив только картинку и звуки стадиона. Телевидение пока не предоставляет такой опции. Ваш комментарий – это, по сути, навязанная услуга. В советские времена зрителей заставляли покупать очередной шедевр дорогого Леонида Ильича в нагрузку к романам Дюма или Коллинза. Великий Николай Озеров, до которого современным комментаторам, как до Луны, писал в своих мемуарах, что комментатор должен иметь в запасе пару интересных историй только на случай, если в игре возникнет непредвиденная пауза. В остальное время всё внимание должно быть сосредоточено на поле. Не должно быть смыслового разрыва между картинкой на экране и тем, что говорит комментатор.
Сейчас возможностей для общих рассуждений становится еще больше: перед матчем 15-20 минут идет обсуждение в студии, в перерывах тоже достаточно времени. Хотите побеседовать – ступайте туда.
