Global Voices: Интернет по-чилийски или от Москвы до Лиссабона. Международный саммит социальных медиа…

«Как, разве эту конференцию не отменили?», — спросил кто-то, увидев мой статус в Facebook, гласивший, что я нахожусь в Сантьяго на саммите социальных медиа, организованном международной информационной сетью «Глобальные голоса». Нет, не отменили. Несмотря на мощнейшее землетрясение, отголоски которого продолжаются до сих пор, Сантьяго не сдвинулся с места. Тем, что иногда земля начинает уходить из-под ног, здесь никого не удивишь.

Мало того, последнее землетрясение сделало Чили, пожалуй, одним из наиболее символичных мест для проведения саммита социальных медиа. После катастрофы «Глобальные голоса», которые ретранслируют информацию из локальных блогосфер в глобальное информационное пространство, стали одним из основных и наиболее динамичных источников информации о происходящем. Причина в том, что в случае с землетрясением в Чили социальные медиа были не только платформой для описания событий, а прежде всего каналом для обмена информацией в пост-кризисной ситуации. Именно через блоги и социальные сети люди узнавали, что их родные живы. Оттуда же поступали просьбы о помощи.

«Даже когда телефонные линии отказали, Интернет продолжал работать», — говорят чилийцы. «Наша основная проблема в социальных медиа заключалась в переизбытке информации. Нам было очень сложно ее анализировать и отличать важное от неважного», — сказал один из чилийских гостей конференции. «Мне кажется, что ваши слова отлично демонстрируют тот факт, что социальные медиа создают новую реальность. Если раньше после стихийного бедствия главной проблемой всегда была нехватка информации, то теперь мы говорим о её переизбытке», — парировал директор сети «Глобальных голосов» Иван Сигал.

Саммит, проходивший в публичной библиотеке Сантьяго, начался с данью уважения к хозяевам конференции. Чили действительно интересный случай развития социальных медиа. На 17 миллионов человек здесь приходится 7 миллионов профилей в Facebook и 1 миллион микроблогов в Twitter. Система сбора налогов в стране почти полностью переведена в Интернет. Новое чилийское правительство стало первым в мире, члены которого полностью представлены в Twitter.

В Чили есть несколько крупных гибридов традиционных и социальных медиа, когда СМИ базируются на сетях локальных блогеров, которые специально обучаются и работают с профессиональными редакторами. Также активно развиваются проекты электронного правительства, цель которых, в первую очередь, повысить гражданскую активность и сделать жителей страны участниками процесса принятия государственных решений.

Такой всплеск социальных медиа можно объяснить множеством факторов, и одним из значимых является география. «Проехать по Чили – это всё равно что проехать от Лиссабона до Москвы, только препятствий по пути намного больше», — пояснила местная интернет-активистка Палома Вайсерман. Интернет, социальные сети и социальные медиа предоставляют новую возможность собирать и объединять разбитую географией страну в одном информационном пространстве.

Впрочем, как показало обсуждение роли социальных медиа в Чили, подобные дискуссии имеют общие черты, независимо от того, проходят они в северном или южном полушарии планеты. Это всегда встреча скептиков и оптимистов. Последние на этот раз утверждали, что «социальные медиа – это глаза страны» и что через Интернет они смогут приобщить молодежь к принятию государственных решений, тем самым повысив гражданский активизм и ответственность. Скептики же подвергали сомнению искренность сетевого активизма.

Когда обсуждение подходило к концу, и оптимисты на сцене одерживали безусловную победу, из зала прозвучал вопрос чилийского студента: «Сегодня молодежь говорит о своих гражданских правах, но не о своих обязанностях. Это всё разговор только о себе. Как мы можем это изменить?» Внятного ответа не прозвучало.

Обсуждение в чилийской библиотеке обозначало важную тенденцию, значение которой выходит далеко за пределы Латинской Америки. Это сближение моделей социальных медиа и социальных сетей с моделями электронного правительства. Сближение столь стремительное, что отношения начинают носить симбиотический характер. С одной стороны, сетевой активизм зависит от того, насколько государство поддерживает развитие информационных инфраструктур. С другой, в новой информационной среде эффективность управления всё больше зависит от того, насколько общество как сетевой ресурс может стать для государства социальным капиталом.

Таким образом, электронное правительство — это не платформа для предоставления услуг, а платформа для диалога и партнерства между государством и его гражданами. В этом смысле, кажется, России, где разговоры об электронном правительстве сводятся зачастую к вопросу, можно ли получить паспорт через Интернет, есть о чем задуматься.

Чилийский опыт в чем-то близок российскому. Россия, конечно, не узкая прибрежная полоса, растянувшаяся на тысячи километров, но географических препятствий в ней тоже хватает. Однако дискуссия в публичной библиотеке Сантьяго также заставляет задуматься о том, что поддержание территориальной целостности государства — это вопрос не только развития информационных инфраструктур, но и того, что с этими инфраструктурами делают потом.

Иначе, эффективность попытки соединить в одном информационном пространстве ось Сахалин-Калининград будет всё равно что пытаться сделать то же самое между Москвой и Лиссабоном.

Григорий Асмолов, Сантьяго, Чили

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы