Работы из частной коллекции Михаила Барышникова представлены на выставке «Art I’ve Lived With» в галерее ABA с 4 по 15 декабря. Это уникальная возможность увидеть коллекцию картин, рисунков и эскизов, собранную выдающимся танцовщиком, который окружил себя настоящими шедеврами искусства.
Название выставки «Art I’ve Lived With» можно понимать буквально — представленные работы являются частью домашнего интерьера Барышникова. Если верна пословица «человек есть то, что он ест», то не менее актуально и обратное утверждение: «человек есть то, что его окружает». С 1975 года Барышников собирал произведения русских, европейских и американских мастеров, которые, на мой взгляд, рассказывают о нем даже больше, чем его знаменитые хореографические достижения на мировых сценах.
Выставка демонстрирует не просто этап жизни, посвященный искусству, а постоянное сосуществование коллекционера и его коллекции, в которой знаки окружения становятся частью его самого.
Большинство экспонатов связано с темой танца. Работы таких мастеров, как А. Матисс, З. Серебрякова и В. Серов, акцентируют внимание на пластике и красоте тела, а такие художники, как Э. Дега и Б. Кустодиев, демонстрируют балет как праздник.
Из каталога выставки становится понятно, что Барышников собирал свои работы без четкого плана. В Париже, зимой 1975 года, он оказался в городе, о котором мечтал с детства. С долларом, находящимся в кармане, он встретил работы Кристиана Берара, Жана Кокто и Леона Бакста. Впервые увидев оригиналы, он почувствовал волнение и, по его словам, «недели ушли, чтобы осознать, что эти работы теперь принадлежат мне».
Барышников никогда не считал себя коллекционером. Он собирал то, что привлекало его во время поездок и гастролей, его коллекция пополнялась подарками. Например, Джером Робинс подарил ему рисунок Ларионова, а Татьяна Либерман — несколько работ Александра Яковлева.
Скетчи, наброски и эскизы занимают особое место в коллекции Барышникова. Здесь можно увидеть потрясающие работы Жана Кокто, карандашные рисунки Михаила Ларионова и сценки Иосифа Бродского. Уникальные произведения наглядно иллюстрируют, как танец и искусство переплетаются.
Сегодня в экспозиции представлены работы выдающихся русских сценографов, таких как А. Бенуа, Л. Бакст и Н. Рерих, которые внесли значительный вклад в развитие мирового театра. С начала XX века художники стали соавторами хореографов, изменяя представление о роли художника в спектакле.
Немаловажно, что коллекция Барышникова демонстрирует важность русского балета на мировой сцене. Дягилевские «Русские балетные сезоны», которые начали свою историю в 1909 году, не только знакомили Европу с русским балетом, но и стали эпохальным событием.
Несмотря на тот факт, что в советское время балет практически исчез из творчества художников Союза, Барышников смог сохранить и развить коллекцию, в которой отсутствуют работы представителей советского периода. Этот пробел поднимает вопросы о культурном наследии и важности танца в искусстве.
Выставка, состоящая более чем из ста работ, представляет собой настоящий праздник искусства. Галерея ABA, находящаяся под руководством Анатолия и Майи Беккерман, на протяжении десятилетий стремится популяризировать русское искусство. Эта преданность делу сопоставима с династией Беккерманов, которые внесли значительный вклад в развитие искусства.
Михаил Барышников выбрал именно эту галерею для публичного показа своей коллекции, что подчеркивает важность места. Возможно, это только начало: по данным Bloomberg, в 2013 году коллекция будет показана в ГМИИ имени Пушкина в Москве.
