Игорь Шнуренко, журналист:Столетие гуманитарных бомбардировок

Лидерам стран, вступивших в военные действия против Ливии, стоит собраться на суперсаммит: в этом году исполняется столетие первых воздушных бомбардировок. Первая в мировой истории бомбардировка с воздуха произошла в 1911 году, и не где-нибудь, а в небе над Ливией. История сохранила имя пилота, сбросившего четыре двухкилограммовых бомбы на турецкие позиции с борта своего аэроплана. Им был лейтенант Джулио Гавотти. В течение нескольких дней, в ноябре 1911 года, бомбардировки продолжались. Некоторые из бомб попали на арабский полевой госпиталь Айн Зара, что вызвало в прессе обсуждение этики таких действий.

Итальянские военные и политики, однако, были довольны «прекрасным действием бомбардировок», который, по их мнению, деморализовывал противника и вызывал панику. За некоторое время до начала конфликта Италия объявила ультиматум Оттоманской империи с требованием отдать Ливию. Итальянская пресса развернула масштабную кампанию, демонизируя врага, как это делается сегодня с Муамаром Каддафи. Турок изображали как свирепых, жестоких варваров, а итальянцы должны были нести в Ливию свет цивилизации и культуру. Кроме того, отмечали, что Ливия обладает богатыми полезными ископаемыми, необходимыми прогрессивному человечеству. Местное население представлялось как страдающее от турецкого ига и ждущее освобождения, поэтому война воспринималась как «легкая прогулка».

Против войны выступала Социалистическая партия, и один из ее членов, впоследствии знаменитый социалист, занял антивоенную позицию. Его звали Бенито Муссолини. Перед агрессией Франция и Италия подписали тайный договор, по которому Италия получала свободу действий в Ливии в обмен на признание прав французов на Марокко. Под угрозой силы турки согласились отдать Ливию, но просили, чтобы Италия формально признавала суверенитет султана над провинцией, подобно тому, как десять лет назад Белград был готов фактически отказаться от Косово, сохранив формальный суверенитет.

Однако, когда западные державы уверены в своих силах, компромиссы не рассматриваются. Война началась с нападения итальянцев на Триполи с моря. Впрочем, «легкой прогулки» не вышло. Местное население не спешило встречать захватчиков с цветами. В последовавших сражениях отличился турецкий офицер Мустафа Кемаль, который впоследствии стал известен как Ататюрк. Итальянцы нашли эффективный метод борьбы с повстанцами: публичные повешения. В конечном итоге Италия одержала верх благодаря своему флоту, который превосходил флот противника.

С тех пор прошло ровно сто лет. Пока ракеты НАТО продолжают уничтожать ливийских солдат, мы слышим те же разговоры о быстрой победе, о том, что, уйдя Каддафи, в Ливии наступит демократия и золотой век. Интересно, что золотой век уже наступил в Ираке и Афганистане, как он когда-то наступил во Вьетнаме в 1960-1970-е годы, и все это благодаря воздушным бомбардировкам.

Англичане же совершенно иначе воспринимают гитлеровский Блиц 1940 года, когда Лондон и другие города подверглись бомбардировкам. С точки зрения Гитлера, это было нецивилизованно. В то же время, их собственные бомбардировки Триполи кажутся весьма цивилизованными и даже гуманитарными. Президент Медведев, поддерживающий бомбардировки, мог бы пригласить лидеров бомбардировщиков на саммит, чтобы отметить столетие гуманизации и прогрессорства. Местом проведения саммита мог бы стать, конечно же, Ленинград, наш Петербург по нынешнему времени.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы