Журналист должен проявлять критичность не только к окружающему миру, но и к самому себе. Самовлюбленность и переоценка собственной значимости могут сыграть плохую шутку.
Ярким примером служит Юлия Латынина — журналистка, чьи материалы интересны даже без остросюжетного контекста. Неудивительно, что порой оказывается, что многие её выводы не соответствуют действительности, но всё равно читаешь с интересом. Она сама порой не знает, куда её унесет поток идей.
Вспомним её реакцию на публикацию Wikileaks, которая касалась речи иранского президента Ахмадинеджада на заседании ООН. Эта тема звучала в «Русском репортере» в самом начале «кейблгейта», и Латынина с уверенностью заявила: «Проблема в том, что эта история, мягко говоря, полное фуфло… Издание, которое характеризует себя как российский партнер Wikileaks, кое-как публикует документы – в минимальном количестве, без перевода, а вместо анализа предоставляет нам статью, которую проще назвать бредом сивой кобылы… клинический случай».
Как же так? Латынина, похоже, недооценила, что бывают и другие источники информации. И действительно, оказалось, что была американская депеша, которая описывала этот довольно курьезный случай с речью Ахмадинеджада 25 сентября 2009 года. «Русский репортер» подал информацию корректно и правдиво, а вот Латынина оказалась в неловком положении. Каблограмма была обнародована на днях — с переводом, как и все материалы Wikileaks, публикуемые журналом.
Сама история, безусловно, напоминает плохую комедию. Или хорошую — кому как нравится. По договоренности с американцами шведский представитель должен был подать сигнал для выхода делегатов от ЕС из зала, но его не последовало, поскольку не прозвучало кодовое слово «Холокост». Тем не менее, представители ЕС всё равно ушли, не дождавшись согласованных сигналов.
Какой же должен был быть сигнал шведа, история умалчивает. Может быть, вытащить селедку и постучать ею по столу, как Хрущев? Изобразить свадебный ритуал лося? Запеть песню группы «Абба»? Глава секретариата политического директора шведского МИДа Бьорн Лирвалл сокрушался: «Мы выглядели так, как будто не можем ничего согласовать».
В данной ситуации шведы выглядят не лучшим образом. Представители объединенной Европы не прислушиваются к мнению председательствующих, а следуют указаниям американцев, для которых этот цирк и был устроен. Это печально, ведь Швеция на деле оказывает значительную помощь международным организациям, особенно тем, кто занимается поддержкой беднейших стран. Заметим, что эти страны в прошлом вовсе не были шведскими колониями.
Заслуги шведов безусловны, а вот такой ляп действительно неприятен. И среди американцев есть разные люди: одни — это control freaks из Госдепа, а другие искренне привержены идеалам Объединенных Наций. Я сам встречал таких, проходя практику в ООН в 1990-е годы. Однако это не отменяет давления, которое США оказывают на работу ООН, что хорошо описано в книге Филлис Беннис «Calling the Shots».
Но и Латынина тоже бывает разной. Например, в своей последней программе она заявила: «К сожалению, это неправда, что у преступности нет национальности. Она есть. Вообще, когда нет государства, национальность обычно есть. Например, героином в России торгуют цыгане. Либералы могут посчитать это высказывание нацистским и отказаться его обсуждать, но если либералы откажутся это обсуждать, это сделает ДПНИ. Это не значит, что нужно сажать цыган за то, что они цыгане. Это значит, что нужно сажать всех торговцев героином, и тогда уйдет национальный вопрос».
Я сам считаю себя либералом (по американским меркам, не по российским). Поэтому не стал бы подписываться под фразой «героином в России торгуют цыгане». Не только они, и, возможно, не столько. Но в целом согласен с общим посылом Латыниной.