Поскольку никто от этого не выиграет, а проиграют все. Многие могут задать вопрос: разве Израиль не заинтересован в том, чтобы раз и навсегда покончить с ракетными обстрелами своих южных городов и разгромить ХАМАС? Да, заинтересован. И если бы это можно было сделать за несколько дней, проблем бы не было. Но, как показала операция «Литой свинец» почти четыре года назад, это не получится.
Главные военные объекты ХАМАС находятся в густонаселенных районах Газы, где плотность населения – самая высокая в мире. Для танков уличные бои в узких улочках – худший сценарий. Два серьезных минуса: первый – со всех сторон могут быть засады, гранатометы, снайперы и смертники-шахиды. Это приведет к значительным потерям. Во время прошлой операции израильские солдаты избегали заходить в густонаселенные квратары.
Второй минус – важные военные объекты скрыты именно там, среди мирных жителей. Танкист, неважно, израильский, российский или американский, при виде блеска в окне дома немедленно откроет огонь, осознавая, что промедление может стоить ему жизни. Он не будет думать о том, что за этим окном может находиться семья, среди которой – боевик с оружием. А телевидение вскоре покажет только окровавленные тела детей и женщин, о боевике и танкисте никто и не вспомнит. Больницы, школы, а главное – дети, убитые и раненые дети; они всегда страдают больше всех.
Во время операции «Литой свинец» погибло 1400 палестинцев, и репутация Израиля пострадала серьезно, возможно, непоправимо. А если сейчас поставить задачу ликвидировать все установки для запуска ракет и всю военную инфраструктуру ХАМАС, сколько мирных жителей погибнет?
Безусловно, такие соображения не смущали бы Гитлера, Сталина или Саддама Хусейна, которые не раздумывая проутюжили бы вражескую территорию, но Израиль – это другое дело. Даже критики «израильской военщины», считающие её исчадием ада, понимают, что еврейское государство должно учитывать мнения, по меньшей мере, Америки.
Некоторые могут сказать: «А разве Америка не поддерживает Израиль?» Безусловно, поддерживает. Более того, пока Соединенные Штаты твердо стоят за спиной Израиля, ему нечего бояться, даже если Европа с её левыми интеллектуалами окончательно отвернется. Когда Нетаньяху в этом году выступал перед объединенной сессией обеих палат Конгресса США, все без исключения сенаторы и конгрессмены 26 раз вставали с мест, приветствуя его овацией.
Евреев среди них немного, и значение еврейской общины США не стоит преувеличивать – среди избирателей евреев всего 2%. Однако десятки миллионов протестантов-евангелистов, для которых иудеи – народ Ветхого Завета, являются реальной силой. 70% американцев поддерживают Израиль.
Тем не менее, в случае сухопутного вторжения в Газу Барак Обама, учитывая интересы США в мире ислама, будет вынужден осудить эту операцию и способствовать её быстрейшему прекращению, используя ООН. Ситуация может повториться, как в январе 2009 года – израильская армия, не завершив дело, уйдет, а ХАМАС уцелеет.
ХАМАС невозможно полностью уничтожить: даже если все боевики будут перебиты (что кажется нереальным), политическая организация, получившая на выборах большинство голосов, сохранится. Также вторжение в Газу отвлечет внимание от Сирии, что нежелательно для Израиля, поскольку режим Асада – единственный союзник Ирана. Арабский мир сейчас расколот, и предоставлять ему единственную причину для сплочения – неразумно.
Особенно это актуально для Египта: после «арабской весны» для Израиля крайне важно не допустить перехода этой страны в враждебный лагерь. Отказавшись от вторжения в Газу, Нетаньяху оказал бы огромную услугу президенту Мурси, избавив его от тяжелой дилеммы: игнорировать настроения «улицы» невозможно, но жесткая антиизраильская позиция оттолкнет Америку и правительства Западной Европы.
Кто даст кредиты, инвестиции, откуда приедут туристы, кто вытащит Египет из экономической пропасти? Нет сомнений, что именно Египет сейчас активно работает над прекращением огня. И ради этого Египет будет давить на ХАМАС: мол, показали Израилю, что можете добраться и до Тель-Авива.
Прислушается ли ХАМАС к этому? Ведь тогда им придется на время лишить себя удовольствия запускать ракеты на Израиль. Наблюдать за тем, как сидишь в безопасности и запускаешь ракеты, представляя, как еврейские дети бегут в бомбоубежища, – это искушение. Но, как показывает опыт, всегда можно вновь получить новые иранские ракеты и начать всё сначала. Времени не жалко, куда спешить? «Бедуин отомстил через сорок лет и сказал: я поспешил».
Итак, вторжения, скорее всего, не будет. Но если в ближайшие дни ракеты начнут падать вблизи Тель-Авива и Иерусалима, всё может измениться. Тогда я признаю, что сильно ошибся. И не хотелось бы этого.
