Провокационный фильм и погромный ответ

Во всей этой противной и вызывающей истории с фильмом о пророке Мухаммеде можно выделить три категории участников. Первая — это создатели фильма и организаторы его распространения в арабских странах. Здесь мы видим темную личность Сэма Бэсила, свихнувшегося пастора Джонса, профессионального сжигателя Корана и еще какую-то сомнительную компанию. Говорить о них можно долго, но они простые провокаторы, подстрекающие мусульман к насилию против Америки и разжигающие исламофобию на Западе.

Вторая категория участников — массы набожных мусульман в странах ислама. Эти люди, как и следовало ожидать (вспомним историю с карикатурами на Мухаммеда в датской газете), реагировали на оскорбление пророка бурно, хотя сами не атаковали посольства и не убивали дипломатов. Они устраивают демонстрации протеста, выражая свою ненависть к Америке, уверенные в том, что любая оскорбительная акция, исходящая из США или другой западной страны, инициирована властями этих стран. Политически слаборазвиты, они не понимают, что существуют частные интересы, не связанные с правительством. Если сказать им, что Барак Обама не может просто позвонить продюсерам фильма и запретить ему выход, они не поверят. В их сознании укоренилось представление, что любое действие из Америки или Англии — это доказательство ненависти этих стран к исламу.

Упрекать их за это бесполезно, ничего уже не поделаешь. Однако именно эти массы не доходят до погромов и насильственных действий. Здесь на сцену выходит третья категория участников — те, кто целенаправленно мобилизует демонстрантов на насильственные акции. Чтобы понять их, обратимся к событиям последних месяцев в Египте и Ливии. В Египте доминирующей политической силой стали «Братья-мусульмане», и их кандидат стал президентом. Мгновенно начались тревожные предсказания: исламисты приходят к власти, установят жесткие нормы шариата. Забудьте о египетских курортах, там будут отдельные пляжи для мужчин и женщин, забудьте о шортах и бикини.

Однако на практике происходит все наоборот. Понимая, что если они не вытащат Египет из катастрофического экономического положения, их позиции рухнут, «Братья-мусульмане» делают все возможное, чтобы успокоить Запад. Максимум того, на что они готовы пойти, — это платок на головах женщин-телеведущих. Как же выжить без туризма и иностранных инвестиций? Не Россия же, в самом деле. Китай — да, но в первую очередь все же Запад. Поэтому ни о каком разрыве с Израилем или Кэмп-Дэвидскими соглашениями египетские власти и не заикаются. Президент Мурси, посещая Тегеран, открыто высказал мнение о Башаре Асаде прямо в лицо Хаменеи и Ахмадинежаду.

В Ливии, вопреки прогнозам, исламисты даже не смогли победить на выборах, и у власти оказалось вполне умеренное правительство. Какие у этого могут быть последствия для исламистских экстремистов, салафитов и джихадистов? В их глазах те, кто пришел к власти — оппортунисты и предатели ислама. Их главная цель — сорвать курс властей на сотрудничество с Западом. К ним присоединяются «Аль-Каида», увидевшая закат своего влияния, и они продолжают убивать шиитов в Ираке и бесчинствовать в Йемене, Сомали и Мали. Мы наблюдаем интересный процесс — упадок авторитета исламистских экстремистов во всем исламском мире.

Грандиозный проект Бен Ладена не реализовался. Возможно, скоро пробьет час умеренного исламизма, моделью которого станет Турция, а не афганский Талибан. Это объясняет озлобленность экстремистов, оказавшихся маргинализированными. Они будут готовиться к новым атакам, пытаясь сорвать нормализацию отношений государств «Арабской весны» с международным сообществом. В этом контексте стоит рассматривать эксцессы, связанные с реакцией мусульманских масс на фильм о пророке.

В нашем обществе, как и следовало ожидать, уже появились самые абсурдные версии. Некоторые утверждают, что американцы сами убили своего посла, чтобы помочь Обаме выиграть выборы. Однако для любого, кто понимает американскую политику, очевидно, что это не так — Обама оказался в сложной ситуации, а выгоду извлекает Ромни. Такие теории вдохновлены аналогиями с теми, кто утверждает, что «американцы сами взорвали свои небоскребы 11 сентября» или «полёт на Луну был постановкой». Полемизировать на таком уровне просто излишне.

Оцените статью
Ритм Москвы