Война в Сирии: три иллюзии

Прошло три недели с начала российских воздушных ударов в Сирии, и уже сформировались как минимум три иллюзии о происходящем и возможных последствиях.

Иллюзия 1. Вмешательство России приведет к уничтожению ИГИЛ, объявленного как в России, так и на Западе террористической организацией. Ах, если бы это было правдой! На протяжении многих месяцев я настоятельно призывал к пониманию: вот он, враг – раковая опухоль на теле ислама, угроза для человечества. Все время обращался к тем, кто зациклен на ненависти к Америке: «Поймите, американцы никогда не пришлют смертников, чтобы устраивать взрывы в Москве, в то время как эти изверги могут сделать это без колебаний». Я был бы первым, кто признал правоту Путина и Кадырова. Но, увы, войну с воздуха не выиграть. Об отправке российских сухопутных войск, как уверяет президент, не может быть и речи. Значит, мы ведем войну с воздуха, в то время как сирийская армия сражается внизу.

На протяжении многих дней наши СМИ сообщают о долгожданном мощном наступлении сирийской армии. Газеты пишут об «успешном наступлении правительственных войск», «серьезных успехах армии Асада», о том, что «освобождены важные тактические территории», «боевики бегут» (например, «Независимая газета», 19 октября). Однако для настоящего анализа наступательной операции необходима как минимум карта с указанием линий фронта до начала операции и в момент написания обзора, а также цифры взятых в плен. Мы ничего не видим, кроме названий нескольких деревень.

Мы не можем быть уверены, что под бомбами, сброшенными где-то вблизи Дамаска, Хомса и Алеппо, погибли именно террористы из Ирака, а не бойцы сирийских повстанческих формирований. Наши СМИ рисуют настолько искаженную картину, что народ верит: в Сирии воюют две силы – армия законного президента и террористические банды. На самом деле там идут пять войн, и даже при эффективной российской поддержке с воздуха правительственным войскам придется справиться не только с исламистами-террористами, но и с умеренными исламистами типа «Братьев-мусульман» и Свободной сирийской армией с ее светскими оппозиционными группировками.

Глава президентской администрации Сергей Иванов высказывает подозрение, что Свободная сирийская армия – это фейк. Однако встает вопрос: с кем же воевала правительственная армия два года до появления ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра, и воевала не слишком успешно, даже имея российские самолеты и вооружение? Хорошо сражаются элитные алавитские части и шиитская Хизбалла, в то время как на основную массу мобилизованных суннитов Асад вряд ли может положиться.

Но даже если при поддержке российской авиации армия освободит значительную часть страны, кроме фактически отделившихся курдов, будет ли это означать конец ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра? Сомнительно, они могут уйти обратно в Ирак, используя тактику Талибана: не подставлять голову под бомбы великой державы, укрыться на соседней территории, переждать и вернуться. Время на их стороне. Как гласит арабская пословица, бедуин отомстил через сорок лет и сказал: «Я поспешил».

Но представим себе почти невероятное: блестящую победу российско-сирийского оружия и падение «халифата». Исчезнет ли мощное, привлекательное для сотен тысяч молодых людей движение воинственного исламизма? Боюсь, что вряд ли. Семена, посеянные Бен Ладеном, уже принесли свои плоды. Те бойцы, которые выживут после войны, вернутся домой, озлобленные и готовые мстить. Кому? Победоносному врагу – России. Их роль в рассматриваемом сценарии будет решающей, и это не простят радикально настроенные сунниты, уже сейчас называющие русских пособниками шиитов и американцев.

Иллюзия 2. Запад, рано или поздно, поймет, что ИГИЛ для него страшнее Асада и что здравый смысл требует объединения усилий с Россией. Асад уже не опасен, ведь его зло заключается только в том, что он союзник Ирана. А с Ирана Америка санкции уже снимает. Повстанцам в Сирии, даже Свободной сирийской армии, стоило бы осознать, что ИГИЛ их уничтожит. Привлечь здоровые силы с обеих сторон, прикрыть их авиацией – и от исламистов не останется камня на камне.

Однако Обама понимает, что Асад для него – меньшее зло, но не может противостоять республиканскому большинству в Конгрессе и странам, выступающим против него. Все они стараются игнорировать ужасающую перспективу захвата Дамаска джихадистами. Логика обоснована, но работает против примирения «здоровых сил». Алавиты справедливо опасаются, что устранение Асада приведет к краху позиций их общины. Ни один повстанец, даже сверх-умеренный, не согласится на сохранение системы, возглавляемой Асадом. Российское руководство, в свою очередь, боится, что сдача Асада окажется ударом по репутации. Поэтому никакой коалиции не будет. Переговоры – лишь формальность, пока люди с автоматами продолжают стрелять.

Иллюзия 3. Россия на самом деле хочет «дружить» или хотя бы сотрудничать с Западом. Путин уже достиг своего: он заставил говорить о России, продемонстрировал мощь российского оружия и необходимость сотрудничества при решении мировых проблем. Теперь можно предложить создание коалиции против мирового терроризма, чтобы показать, что Россия – не изолированный изгой, а лидер.

Как это логично и как это прекрасно! Если бы человечество руководствовалось здравым смыслом. Но недальновидность, зависть и ненависть, боязнь потерять лицо и жажда пиара преобладают над разумом. Последние полтора года показали: мы несовместимы с Западом.

Конфликт будет продолжаться. Мировой войны не будет, что хорошо.

А если вернуться к исламистам-джихадистам, они непобедимы? Нет, просто ни военным, ни дипломатическим путем эту войну не выиграть. Экономика – другое дело: необходимо задушить их голодом, добиться, чтобы никто не покупал у них нефть и не поставлял деньги и оружие. «Халифат» рухнет, как говорил Сталин о Третьем рейхе, под тяжестью собственных преступлений. Иракские и сирийские сунниты не вынесут убийств и безобразий экстремистов. ИГИЛ – это не монолит, появятся различные фракции, а среди мусульманских духовных лиц будет расти число осознающих, в какую пропасть тащат ислам джихадисты. Если не верить в это, как можно жить в XXI веке?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы