Папа Франциск произнес важные слова о трагедиях прошлого: «В минувшем столетии наша человеческая семья пережила три массовые и беспрецедентные трагедии». Он также не побоялся использовать термин «геноцид», указывая на ответственности Османской империи, нацизма и сталинизма. Первая катастрофа касалась турецких армян, начавшаяся с уничтожения армянской интеллектуальной элиты Стамбула в ночь с 24 на 25 апреля 1915 года. В результате этой трагедии за несколько месяцев две трети турецких армян, почти миллион триста тысяч человек, исчезли с лица земли.
К началу Первой мировой войны в Османской империи из 16-20 миллионов армян оставалось около двух миллионов. Сейчас в Турции проживает приблизительно 60 тысяч армян. Власти, продолжая ненавидеть армян, обвинили их в поддержке российской армии и уничтожали их культуру и религию. Из 2,5 тысяч церквей и 450 монастырей сохранилось лишь 40 церквей, из которых 34 находятся в Стамбуле. За сто лет было написано множество исследований, из последних стоит упомянуть работу Raymond Kevorkian и Yves Ternon, вышедшую в Париже в прошлом году: Memorial du genocide des Armeniens. Все это давно доказано и перепроверено.
Недавно группа профессоров университета штата Мичиган провела семь международных конференций, посвященных геноциду армян, выпустив ряд публикаций, в том числе книгу A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire (Оксфорд, 2011). Во всех этих работах используется термин «геноцид». Не забудем о турецко-армянском журналисте Гранте Динке, который смог пробудить совесть многих турков, обращаясь к ним с простыми словами: «Был народ, называвшийся армянами, он населял эти земли, его больше там нет. Что случилось?» Динк стал жертвой преследований, а в 2007 году был убит среди бела дня перед зданием еженедельника «Агос», редактором которого он был.
Те события вызвали массовые протесты: сто тысяч человек, и турок, и армян, шли за его гробом с криками: «Мы все Гранты Динки! Мы все армяне!» Грант Динк однажды заметил, что оба народа больны: «Армяне страдают от травмы, турки от паранойи». Понять травму легче, чем паранойю. К сожалению, как показывают опросы, многие турки верят, что армяне, как и они сами, просто стали жертвами военных действий, и цифры погибших – это лишь миф.
Эта ситуация знакома и нам. На одном из недавних ток-шоу на ТВЦ обсуждалась популярность Сталина. Чьи абсурдные доводы могли вызвать только омерзение? Это люди, которые нагло пренебрегают памятью жертв сталинского террора. Но что делать с народом? Верят ли простые люди, что Сталин уничтожал врагов народа, иначе бы войны не выиграли? Верят ли, что 682 тысячи расстрелянных в 1937-38 годах были агентами иностранных разведок? Верно ли, что войну выиграли благодаря репрессиям против 87% военачальников?
Меня всегда интересовал вопрос: почему люди, не только в нашей стране, так боятся признать ошибки и преступления своих руководителей? Почему они переживают, когда слышат о злодеяниях властей? Кажется, будто на их предков навешивают вину за исторические трагедии. Даже злодейства Ивана Грозного и Петра Первого лучше замалчивать, чтобы не запятнать репутацию народа. Но это безумие: ведь именно этот народ страдал от своих правителей. Неужели современным людям не ясно, что истинная честь и достоинство народа угнетаются, когда они отрицают то, что и так известно всему миру?
С забвением исторических ошибок не спасешь честь государства. Прошло сто лет со времени трагедии турецких армян. Что потеряют современные турки, если честно признаются в преступлениях своих правителей? Загадка для психологов. Напомню слова Гете: «Пока народ так бесконечно глуп, дьяволу нет нужды быть умным». И, конечно, снимаю шляпу перед папой Франциском. Он точно попал в цель, указав на преступления всех главных душегубов XX века – от правительства младотурок до Гитлера и Сталина.