Я отношусь к той категории людей, которые видели своими глазами знаменитый «марш пленных» в Москве в 1944 году. На днях мне довелось увидеть кадры из Донецка, и впечатления оказались кардинально иными. Я стоял недалеко от метро «Маяковская», где молчаливая толпа москвичей мрачно наблюдала за шествием подавленных и побежденных, осознающих не только свою личную беду, но и неминуемое поражение своей страны. Тишина окутывала это зрелище. Настроение было таково: вот до чего довели, заслужили то, что получаете. В толпе не было выкриков, ни радости, ни злорадства, ни малейшей попытки унизить или поиздеваться над теми, кто проходил мимо.
Смотреть на то, что происходило в Донецке, было тяжело. Толпа, если бы ей дали волю, была бы готова разорвать молодых украинских парней, абсолютно таких же, как те, кто их конвоировал со штыками наперевес. Какие там фашисты или бандеровцы? Язык, воспитание, образование, ментальность — все совершенно одинаковое. Разве что судьба сложилась так, что одни родились в Макеевке или Краматорске, а другие в Житомире или Кривом Роге.
Ужасно, удивительно? Вовсе нет. Это и есть гражданская война — самая жуткая и омерзительная из всех видов войн. Тем, кто поражается и не может этого понять, стоит попробовать взглянуть на ситуацию с другой стороны.