Все помнят бессмертную фразу Дмитрия Медведева: «Свобода лучше, чем несвобода», открывшую новую эпоху в истории человеческой мысли. С каким умилением ее повторяли интеллигенты-либералы, наивно надеясь на что-то светлое! Но следует помнить и о другом: «Слово и дело государево!» Свобода слова у нас существует со времен Горбачева и Ельцина; оба эти человека, покончившие с советским псевдосоциализмом, имеют равновесный вес в моей оценке. Но что с делом государевым? О, сколько уже написано о Тайном приказе, пытках и клеймении. Как пел Высоцкий: «Эх, родная сторона, сколь тебя не рыскаю, лобным место ты красна да веревкой склизкою…».
Разница в том, что тогда за словом следовало дело: не то слово вырвалось у человека – получай дело. Сейчас можно говорить и писать что угодно, ведь неустанно промывающее мозги телевидение заглотает все, как щепку. Именно этому телевизионному слову люди верят, а дело? Вот, например, омерзительное судилище над участниками прошлогодней «болотной демонстрации», апофеозом которого стал приговор о «психушке» для Косенко – очередной позор для России перед всем миром. Или другие процессы с участием монстров в судейских мантиях, к сожалению, чаще всего в женском обличии.
Вакханалия вокруг «Гринпис» и, конечно, законы, вышедшие из Государственной Думы, которую нельзя назвать иначе, как всероссийским позорищем. И снова всплывают поиски идентичности и национальной идеологии. Все уже есть, товарищи дорогие! Для идеологии главное – предмет ненависти и образцы для обожания, то есть враги и предки. Враги? Это американцы, либералы, критики Русской Православной церкви и, наконец, гомосексуалисты. Разница между ними практически не заметна.
Много раз я говорил: «Если вы думаете, что руководители США мечтают ослабить Россию, то вы не понимаете, что значит ослабленная, распадающаяся Россия. Это значит – озлобленный и отчаявшийся народ. За кем он пойдет?» Уж точно не за прозападными демократами, но и не за коммунистами, а за крайними националистами, проповедниками ксенофобии.
Россия в любом случае останется ядерной державой. Что может быть хуже для Америки и Запада, чем такой сценарий? Нужно быть абсолютными идиотами, чтобы даже помыслить о реальной борьбе против нынешней российской власти. Сильная Россия Западу не нужна, но до нее еще далеко, и политики об этом даже не думают.
Ни разу не слышал возражений против этих аргументов, крыть нечем, но это не убеждает. Лишь промыли людям мозги. Им неведомо, что американофобия, распространенная по всему миру, в нашей стране имеет пагубные последствия. Это всего лишь разновидность ксенофобии, нагнетание ненависти, что ведет к ужесточению нравов и к ухудшению морального климата. Наш народ становится все более злобным и нетерпимым.
При всей своей неприязни к Советской власти вынужден признать: прежде взаимоотношения между людьми были лучше, теплее. Не имею в виду отношение к людям со стороны власти, а именно то, как обращались друг с другом. В условиях новой власти народ стал качественно хуже. Чем больше врагов преподносят – будь это кавказцы, азиаты, американцы или грузины – тем больше вероятность, что воспитанное поколение будет испытывать злобу к своим.
На этой почве формируется мировоззрение граждан. Уже ощущается мрачная атмосфера несвободы. Здесь крайне важно, чтобы люди сопротивлялись авторитарным тенденциям и перестали верить в лапшу, которую им вешают на уши.
К сожалению, немало прогрессивных журналистов и профессоров разоблачают бесчинства силовиков, но при этом подыгрывают им, оправдывая репрессии. Например, Юлия Латынина, уникальный человек, присоединила свой голос к хору, охаивающему экологическое движение. Даже если ее факты точны, как она не чувствует обстановку, что могла бы и сама перейти красную черту?
Не могу умолчать о тех, кто поддержал реформу, разрушающую Академию Наук, оправдываясь «ученые должны заниматься наукой, а не хозяйственными делами». Я, например, работаю в Академии 56 лет и ни разу не имел дела с хозвопросами. Одобрять реформу, которая приведет к утрате профессии научными сотрудниками, безнравственно. Это способствует распространению нужных власти настроений: «Правильно делают, прижать надо».
Не следует опускать руки и говорить: «Что поделаешь, такой у нас народ». Русский народ, талантливый и способный, сбился с пути, но может вернуться к светлым идеалам. С негативным отбором за 70 лет советской власти, выброс на арену недобросовестных людей создали нынешнее положение вещей.
Все еще есть шанс, фатального сползания к авторитарному государству пока нет. Но нужно помнить, что общество нужно перестраивать снизу, медленно и терпеливо, в расчете на поколения. Слишком много дров наломано…