Все газеты в мире, а также правоохранительные органы США, задаются одним вопросом: почему? Почему двое молодых людей, легальные иммигранты, не подвергавшиеся преследованию, решились на убийство ни в чем не повинных граждан страны, которая не причинила им или чеченскому народу никакого зла? Загадка? Вовсе нет.
Вспомним восемь лет назад. Что побудило обеспеченных британцев пакистанского происхождения совершить массовое убийство в лондонском метро и автобусах? Если отодвинуть стрелки часов на четыре года назад, можем спросить: почему молодой египтянин Мухаммед Атта, получивший диплом в Германии и ставший инженером, сел за штурвал самолета и врезался в нью-йоркский небоскреб? Что плохого американцы сделали ему и его стране, зачем убивать тысячи простых служащих?
Тем, кто скажет, что это была месть Америке за ее нападения на мир ислама, можно ответить: нет, это произошло 11 сентября 2001 года, до американских интервенций в Ирак и Афганистан. Конечно, десятью годами ранее американцы воевали на Арабском Востоке, но не для захвата территорий, а наоборот — освободили Кувейт от иракского диктатора. Разве за это нужно мстить Соединенным Штатам?
Ситуация куда проще. Убийцы в Лондоне не мыслили о себе как о пакистанцах, уничтожающих англичан. В контексте транснационального исламистского террора национальность не имеет значения. Для правоверных существует только одна нация — мусульманская «умма». Как правильно отметил Рамзан Кадыров, то обстоятельство, что эти парни — этнические чеченцы, не имеет значения. Они стали исламистами не в Чечне, а в Америке. И не американцев они убивали в Бостоне, а людей западной цивилизации.
Если бы Царнаевы жили в Англии или Голландии, они могли бы совершить те же самые действия. И здесь не ключевая роль религии. Фанатики — исламисты, экстремисты, джихадисты, духовные дети Бен Ладена, не рассматривают себя как мусульман, воюющих против христиан. Для них американцы и европейцы (включая, кстати, русских) — не христиане, а люди, принадлежащие к безбожному и растленному обществу, чьи ложные ценности нужно отбросить с отвращением от мусульманского мира.
Мало кто у нас знает имя «Сайд Кутб». Этот духовный лидер «Братьев-мусульман», повешенный в 1966 году в Египте, почитается всеми исламистами как никто другой; его труд «Вехи на пути» стал их настольной книгой. Побывав в Америке в качестве туриста в 1950-х годах, он ознакомился с нравами, допускающими добрачные и внебрачные связи, феминизм и т.д. Каждый день он становился все мрачнее, пока окончательно его не добило посещение школы, где учительница вела урок среди детей, в том числе и мальчиков. Кутб не выдержал этого и выбежал из школы, навсегда прокляв Америку, где женщинам разрешено воспитывать будущих мужчин.
Его целью стало искоренение пагубного влияния Запада на мир ислама, недопущение проникновения идей светского государства в мусульманское общество и изгнание «Большого Сатаны». Сатана, шайтан для мусульман, не только агрессор, но и соблазнитель: он размывает устои ислама, отравляет общество своими светскими ценностями. Вот на этом и воспитываются исламисты, салафиты — фундоменталисты, стремящиеся вернуться к чистому, праведному исламу далеких времен.
Рядом с ними находятся такие термины, как ваххабиты — название одной из сект суннитского толка ислама, и джихадисты, мечтающие о возрождении Халифата. Исламизм — это радикальный политический ислам. Опасно путать понятия «мусульманин» и «исламист». На земле около полутора миллиардов мусульман, а экстремистски настроенных исламистов, террористов — намного меньше одного процента или даже десятой доли процента. Но их энергия, беспощадность, свирепость, готовность убивать и умирать привели к тому, что исламизм стал ассоциироваться с исламом, которому он на самом деле наносит колоссальный вред.
Можно предположить, что старший из братьев, Тамерлан, подпал под влияние исламистских проповедников, связался с некими кружками и проникся убеждением, что исламское сообщество в опасности и должно быть спасено ударами по враждебному западному миру. Братья стали исполнителями чужой злой воли, как и те несчастные женщины, которые совершили взрывы в московском метро, понимая, что убивают совершенно ни к чему не причастных москвичей, но уже не имея возможности вырваться из ужасной ловушки, в которую угодили.
Вот и все. Нет загадки, нет тайны. Есть глобальная злая сила, спекулирующая на религии, извращающая устои ислама и способная причинить немало бедствий в будущем.