Церковно-приходская школа
С нового учебного года в школьную программу 4 классов вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого предмета родители учащихся должны будут выбрать для изучения один из шести модулей:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
На первый взгляд, ничего страшного. Есть и нерелигиозные модули, и по сути, не произошло внедрения «Основ православной культуры» в обязательном порядке, как того опасались. Курс введён только в 4 классе, когда программа ещё не перегружена, а преподавать будут светские учителя. Большинство родителей выбрали «Основы светской этики». Тем не менее, некоторые моменты вызывают беспокойство.
Примечательно, что число тех, кто выбрал ОПК, не сильно отстает от остальных. В ряде регионов рекомендуют учителям использовать речи Патриарха Кирилла в качестве ориентира. В Чечне, к примеру, почти 99% родителей выбрали «Основы исламской культуры». Как обстоят дела в других национальных образованиях России — пока неясно, но складывается впечатление о создании новых границ, разделяющих детей в разных регионах и даже в одном классе.
Ситуация вызывает печальные ассоциации с ксенофобией, причем возраст детей, подходящий для формирования таких взглядов, выбран весьма удачно. Важно отметить, что РПЦ является одной из самых влиятельных сил, стремящихся приобщить школьников к своим идеям. Рассмотрим идеологию этой церкви и её представительство.
Наше общество в целом остаётся малограмотным, нетолерантным и, к сожалению, готовым впитывать любую информацию с телеэкранов. Однако, остаётся надежда, что Россия как светское государство будет защищена от чрезмерного влияния клерикалов. Если такая тенденция продолжится, мы можем проснуться в православном аналоге Ирана.
Вызывает беспокойство и влияние г-на Всеволода Чаплина, который часто выступает от имени РПЦ. Важно ознакомиться с его взглядами на образование, особенно в свете его высказываний о теории Дарвина.
Чаплин заявляет, что у людей разные мировоззрения, и школа должна давать право выбора между теориями. По его мнению, те, кто считает теорию Дарвина не обоснованной, имеют право на своё мнение, и это должно отражаться в школьной программе. По его словам, «теория Дарвина — это идеологизированная теория» без достаточных доказательств.
Представьте себе школу, где вместо научного подхода на уроках биологии будут преподавать альтернативные теории, такие как учение Ламарка или библейская версия создания мира. В условиях открытой дискуссии такая тема может быть интересной, но в нашем обществе она становится опасной.
Однако важнее, чем образовательные задачи, остается воспитательная функция школы. Нужно покончить с патриархальными взглядами на положение женщин в обществе, о равноправии которых нам пока лишь мечтать. Важно, чтобы дети не воспитывались на стереотипах о том, как должны себя вести женщины.
Чаплин подчеркивает, что если женщина одевается вызывающе, она может спровоцировать агрессию. На его взгляд, скромный внешний вид и правильное поведение помогут найти достойного партнера. Это говорит о том, что в обществе сохраняются устаревшие взгляды на роль женщины.
Важно помнить, что подобные взгляды могут формироваться в образовательных учреждениях, и стоит внимательно следить за тем, кто будет определять содержание учебников. Общество должно оставаться открытым к изменениям и обогащать детей знаниями, а не ограничивать их.
