Девятилетняя Алиса Теплякова в этом году успешно сдала ЕГЭ по нескольким предметам, прошла вступительные испытания и поступила на платное обучение на психологический факультет Московского государственного университета (МГУ) имени Ломоносова. Однако она не единственный вундеркинд в России. За три года до её поступления нарастающее внимание общественности привлекали многие такие одарённые дети. Благодаря телепрограмме Максима Галкина, вундеркинды становятся новым трендом. Эти дети участвуют в шоу вместе с родителями и зарабатывают деньги на своей популярности. На одном из таких телевизионных проектов Алиса заявила, что намерена закончить МГУ не за пять лет, а всего за два, что вызвало широкий общественный резонанс. Такое событие стало настоящей сенсацией, ведь подобного в России ещё не было.
Сначала все восхитились «чудо-ребёнком», однако вскоре на сцену вышел её отец, и появились сомнительные факты о его биографии, а также информация о том, что семилетний брат Алисы также сдал ОГЭ по нескольким предметам девятого класса. Эти истории стали отражением проектов родителей, которые, в условиях современности, вынуждены искать способы выживания. Дети становятся реальным инструментом для заработка. Психология творчества показывает, что заполнение голов детей большим количеством информации не способствует развитию их личностных и творческих способностей. Жизнь всегда преодолевает искусственную дрессировку знаний.
Большинство детей, демонстрирующих вундеркинды, на деле не понимают, о чём говорят, создавая лишь иллюзию знаний. Необходимо признать, что именно семья вундеркиндов, а не сами дети, удивительны, а также сама система образования, качество которой оставляет желать лучшего, позволяя таким детям ставить под сомнение её ценности. Вундеркинды не свидетельствуют об индивидуальных достижениях, а скорее подчеркивают недостатки современной образовательной системы.
Системе образования следует задуматься, во что превратились экзамены ЕГЭ, когда их итог возрастает до уровня «игр» и «дрессировок». Образование не должно «засовывать» ненужное количество информации в детские головы, а должно развивать их творческие способности и личность. В противном случае вундеркинды и их родители будут продолжать ставить под сомнение качество образования в стране, отражая его недостатки. Вундеркинды стали своеобразным диагнозом для российской системы образования.