8-летняя москвичка Алиса Теплякова, успешно сдавшая ЕГЭ, не смогла поступить на психологический факультет МГУ на бюджет. Её фамилия не указана в приказах о зачислении, опубликованных на сайте университета. В июле в СМИ сообщалось, что девочка приняла участие в приемной кампании и сдала дополнительное вступительное испытание. Тогда ректор МГУ отметил, что Алисе необходимо выделить педагога-психолога, чтобы она могла комфортно учиться в вузе.
Тем не менее, это поднимает вопрос о том, что речь должна идти не только о комфорте, но и о различных психологических аспектах. Часто такие дети-вундеркинды являются результатом дрессировки с недостаточным уровнем творческих способностей и личностного развития. Это невротизм и психотравмы, порожденные чрезмерной суетой родителей. Я не раз консультировал таких семей — это подобие домашнего цирка!
Изучение психологии творчества показывает, что избыточное количество информации и знаний не способствует развитию творческих способностей и полноценной личности. Жизнь всегда окажется сильнее искусственной дрессировки. Многие дети, демонстрирующие вундеркиндские знания, на самом деле не понимают, о чем говорят, создавая иллюзию знаний. Примером этого служат телепрограммы Галкина, где все сводится к цирку и дрессировке!
Истинный бриллиант создается временем, в то время как искусственные можно синтезировать быстро. Творческие способности не имеют прямого отношения к уровню знаний и интеллекта. Некоторые детей можно быстро обучить и подготовить к сдаче ЕГЭ, но развить их творческий потенциал, позволяющий создавать новые знания в искусстве и науке, гораздо сложнее.
Кроме того, важно осознать, что существует значительная разница между научным и социальным интеллектом. Научный интеллект можно натренировать, как видно из программ, подобных тем, что ведет Максим Галкин. Однако социальный интеллект, который позволяет эффективно взаимодействовать в обществе, требует много времени для развития.
Родители, готовящие вундеркиндов, не должны суетиться! Лучше задаться вопросом: не лишаете ли вы счастья своих детей? С родителями, слишком увлечёнными воспитанием вундеркиндов, необходимо работать, чтобы помочь им справиться с их комплексом неполноценности. Система образования также должна обратить внимание на то, во что превратилась сдача экзаменов ЕГЭ — это уже не просто экзамены, а целая игра.