Один московский чеченец, сохранивший связь с родной землёй, поделился интересной историей. В начале 90-х, когда война с Чечнёй только начиналась, Москва, не зная, как справиться с новым поколением полевых командиров, обратилась к чеченским старейшинам с просьбой повлиять на них. В одном из селений молодых людей собрали в комнате, где их ждали старики, облачившиеся по этому случаю в лучшие одежды. Старейшины начали говорить о том, что, по их мнению, пришло время остановить войну, что у Чечни есть традиции мира и добрососедства. Они долго обсуждали тему мира, передавая слово друг другу, в то время как молодые люди просто слушали. Однако, когда старейшины завершили свои наставления, молодые люди, не проронив ни слова, развернулись и вышли из комнаты. Затем они подошли к своим «Лексусам», «Мерседесам» и BMW, угнанным из Москвы, сели в вооруженные машины и уехали.
Эти машины были для старейшин недоступны, а молодые люди направились в свои шикарные дома, где их ждали деньги, полученные от «чеченских авизо». Огромные суммы, о которых старики даже не мечтали. Этот момент стал трагическим переломом: на земле, где всегда почитали старших, возникло поколение, которому они уже не были нужны. Молодые люди, достигнув восемнадцати лет, испытали такое, о чем их отцы и не подозревали. Считая, что, следуя своей морали, они могут получить больше, чем все старейшины вместе взятые, они не видели смысла в том, чтобы их слушать.
Эта история несёт в себе гораздо более широкий смысл — она отображает, как современное молодое поколение воспринимает своих отцов, чему те могут их научить и кто может быть для них образцом. Увы, ответ печален — на сегодняшний день таких авторитетов нет. Если кто-то считает, что слово «авторитет» имеет криминальный смысл, то и в этом случае всё закончилось. Молодёжь понимает: чтобы заработать миллионы, не нужно грабить банки — достаточно их возглавлять или курировать со стороны государства. Главные «бандитские» возможности по крышеванию и коррупции находятся именно у государства, и молодёжь стремится попасть в чиновничество. Государство в этом случае становится главным криминальным авторитетом.
Однако такое прагматичное понимание привело к полной десакрализации государства как института гордости. Родная страна воспринимается исключительно как источник обогащения. Поэтому, глядя на знамя своей страны, молодёжь уже не испытывает трепета, а переделанный гимн вызывает лишь недоумение: неужели старшие сошли с ума, так легко меняя старое на новое? И разве само государство не работает на уничтожение своего авторитета? Разгоны митингов, Госдума без дискуссий, пародийные выборы, предсказуемое будущее до 2024 года — всё это нивелирует уважение к власти. Как можно преклоняться перед таким государством?
Может, у каждой страны есть свои герои, и именно они должны служить образцом? Какие имена приходят на ум? Может быть, убитый полковник Буданов, который воевал за Россию, и, несмотря на его действия, половина общества считает его героем? Но он убил Эльзу Кунгаеву, и многие видят в нём преступника. Или суперуспешный бизнесмен Чичваркин, создавший уникальную компанию «Евросеть», мог бы вдохновить молодых предпринимателей? Однако государство назвало его преступником, и он уехал в Лондон. Хотя потом поменяло своё мнение, Чичваркин уже не верит ему и не хочет возвращаться.
Может быть, Ходорковский — он же пытался создать прозрачную компанию? Но государство отправило его за решётку на второй срок. Можно ли обратиться к истории и искать идеалы там? Но и там ситуация не лучше. Павлик Морозов предал собственного отца, «Великая Октябрьская» революция оказалась всего лишь переворотом. Сталин репрессировал миллионы, а маршал Жуков одерживал победы, использовав солдат как расходный материал. Они вовсе не являются образцами для подражания.
Может, россияне могут гордиться своими лидерами? Хрущёв, который так и не начал реформы, Брежнев, вогнавший страну в стагнацию, Горбачёв, который, возможно, спас страну или, наоборот, предал её, Ельцин — запустивший демократию или «пропивший великую Россию». Путин, построивший вертикаль власти, или Медведев, который стал символом реформ или заблуждений. И это те отцы, которые должны быть образцом?
Попробуем поверить в правосудие — в прокуроров, крышующих казино, следователей, ворующих бюджетные деньги, налоговиков, покупающих дома на островах? Или, может быть, стоит гордиться своей литературой и искусством? Не только Пушкиным и Достоевским, но и Солженицыным? Но и здесь мнения разделяются, и идеалы становятся всё более зыбкими.