Фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2» включен в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. В России фильм еще не видели.
Сегодня, направляясь на работу, я увидел огромный транспарант, представляющий фильм «Утомленные солнцем – 2». На плакате была фраза «Великий фильм о великой войне». Интересно, кто именно решил, что это «великий фильм». Во времена Сталина режиссер мог получить Сталинскую премию или быть расстрелянным – именно он определял. При Хрущеве это делал Хрущев, при Брежневе – Суслов. А сейчас кто? Путин? Медведев? Или идеолог суверенной России Сурков? Не ясно. Возможно, они даже не видели фильм. Но это не столь важно. Главное, что на огромном транспаранте написана эта фраза, и независимо от того, кто ее придумал, сам Михалков от нее не отказался. Это поразительно, потому что свидетельствует о том, что либо о величии фильма сказал кто-то, кому Михалков абсолютно доверяет, либо… у Никиты Сергеевича есть свои проблемы. В любом случае, мне хочется сообщить Михалкову, что этой рекламной кампанией он настроил против своей новой работы множество зрителей, которые раньше к нему относились положительно.
Теперь о важном. Фильм Михалкова – это безусловно значительное событие по многим причинам. Во-первых, потрачено много денег, во-вторых – его создает, на мой взгляд, выдающийся режиссер, несмотря на разные мнения о нем. Я надеюсь увидеть не агитацию, а настоящий фильм, причем фильм необычайного масштаба, что в российском кино стало редкостью. Думаю, что для самого Михалкова эта работа равна «Аватару» – по многолетнему обдумыванию, тщательности подготовки и съемки. Я понимаю, что Михалков вложил в этот проект огромные силы и, что важно, создал фильм о тех, кто завоевал победу. Таких работ немного.
Безусловно, интеллигенция будет смотреть фильм с предубеждением, потому что в России личность художника неотделима от его творчества. Отношение к Михалкову как к воспринимаемому государственнику порой окрашено презрением. Но я постараюсь забыть все свои личные претензии и просто пойду в зал смотреть кино, надеюсь, хорошее. Этот фильм даже вошел в основную программу Каннского фестиваля. Не знаю, насколько это соответствует правилам фестиваля, но если они его выбрали, значит, считают, что все правильно. И думается, что Путин по этому поводу Саркози не звонил.
Поэтому предлагаю успокоиться и понять, что спорить с Михалковым бесполезно – вот какой он есть, пусть таким и остается. И, не заморачиваясь на воспитательных целях, давайте просто посмотрим его кино. Кино с хорошими актерами, посвященное Великой войне. А удалось ли создать «великий фильм», скажем мы сразу после просмотра. Без всякой агитации с огромных плакатов.