Не хочет Россия провести международный трибунал? Ну что ж, его проведут на местном, голландском уровне, с участием стран, граждане которых пострадали во время катастрофы МН-17 над Донбассом. Всё, вроде бы, будет как обычно. Будет вой телевизора, что «мы тут ни при чём», что это грязная провокация. Будут сурово нахмуренные бровки Путина, новые, отлитые в граните, фразочки Медведева. Будут язвительные заявления Захаровой и более суровые слова Лаврова. Зайдётся в истерике жириновская Госдума, пробормочет что-то ограничительное Совет Федерации. Байкеры-патриоты выхлопами обвоняют всю Россию в новом патриотическом мотоциклетном антизападном забеге. Всё это будет. Но ничего не поможет.
В Северной Корее тоже очень любят своего вождя, а во всём виновата Америка. Но это для внутреннего потребления. Все знают, что это за страна. Короче, трибунал состоится. Есть ли уверенность, что Россия будет названа преступником? Конечно, нет. Для этого и нужен трибунал — чтобы расследовать все обстоятельства, выслушать прокуроров и защиту. А потом, взвесив всё, вынести вердикт. Но Россия, видимо, не будет защищаться — она ведь тут ни при чём.
Что даст нам всем этот суд? Во-первых, ощущение торжества справедливости, ибо не могут погибнуть люди и быть неотмщёнными. Во-вторых, более ясный портрет российской власти, которая логична в своём поведении. Если уж она отказывается от погибших на Донбассе контрактников, то что ей какой-то самолёт. Но убитые мальчики останутся на совести собственных граждан. А вот самолёт… Мир демонстрирует, что за преступления нужно отвечать. И Россия, своей истеричной блокировкой трибунала, лишь раззадоривает мир.
Несложно догадаться, что это только первый трибунал. Не важно, о чём будет второй или третий. Важно, что отныне трибуналы над «великой Россией» станут рутиной. Своим отказом инициировать трибунал, Россия опустила себя до Ливии. Но даже грозному Каддафи, в конце концов, пришлось всё признать и выплатить компенсации. И Россия тут будет не исключением.
Заметим, что раньше санкции против России казались чем-то чудовищным. Но сегодня продление санкций воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Неудивительно, что за приговором трибунала, если преступники будут установлены, но Россия откажется их выдать, последуют новые санкции. И они будут действовать, пока новый лидер России не решит, что собственный патриотизм на чужой крови стоит слишком дорого.