Гамид Гамидов: «Евровидение»: АР, РФ и балльный вопрос

Ситуация вокруг голосования на «Евровидении» продолжает оставаться актуальной и в центре внимания российских и азербайджанских СМИ. Недавно в Москве эту тему обсудили главы МИД России и Азербайджана, Сергей Лавров и Эльмар Мамедъяров, в ходе совместной пресс-конференции.

Вкратце напомню суть дела. По итогам голосования в финале конкурса «Евровидения» выяснилось, что Азербайджан не дал российской участнице Дине Гариповой ни единого балла. С одной стороны, казалось бы, что в этом такого? Но отсутствие хотя бы одного балла от Азербайджана действительно выглядело странным. Во-первых, номер России был хорош и выделялся на фоне безликих выступлений многих других участников. Во-вторых, несмотря на различные периоды истории, народы Азербайджана и России всегда были близки и очень тепло относились друг к другу. Это несомненно влияет на симпатии граждан любой страны при голосовании.

Расследование было инициировано мгновенно, и картина прояснилась на следующий день. По данным всех трех мобильных операторов Азербайджана, Дина Гарипова действительно занимала второе место. То есть Азербайджан должен был дать ей 10 баллов. Здесь стоит отметить, что данные мобильных операторов голосующих стран автоматически отправляются партнеру Европейского вещательного союза, который затем рассылает их по странам для озвучивания итоговых баллов. Это сделано, чтобы избежать политического вмешательства стран при начислении баллов участникам.

На самом деле же вмешательство произошло в другом месте. Азербайджан и Россия уже заявили о готовности идти до конца и не оставлять вопрос без внимания. Тем временем, организаторы «Евровидения» уверены в своих действиях. «Если бы при финальном подсчете голосов конкурса «Евровидение 2013» было замечено какое-либо нарушение, мы бы обязательно получили сигнал об этом», – заявил официальный представитель Европейского вещательного союза Жармо Сиим.

Эта реакция была ожидаемой. Вряд ли кто-то из европейцев признается в том, что желание расстроить отношения Азербайджана с России возникло накануне президентских выборов в Азербайджане. Для Запада страна, проводящая диверсификационную внешнюю политику, остается головной болью, и Германия в последние годы регулярно высказывает громкие обвинения в адрес Азербайджана.

Если говорить о российско-азербайджанских отношениях, возникает вопрос: если две близкие страны могут рассориться из-за такого, казалось бы, пустяка, как «Евровидение», то насколько прочна их дружба? И отчасти это будет справедливое замечание. История показывает, что отношения стран часто портятся из-за мелочей, после чего стороны начинают вспоминать давние обиды. Однако вряд ли Москва стала бы предъявлять Баку серьезные претензии, но неприятный осадок мог бы остаться.

Вернемся к Дине Гариповой. Конечно, 10 баллов, которые фактически были украдены у Азербайджана, ей не окажут особой помощи. Напомню, что по итогам голосования российская участница набрала 174 балла, тогда как идущая на четвертом месте норвежка смогла получить 191. Но ситуация могла бы измениться, если бы к инициативе Азербайджана разобрать голоса подключились бы и другие страны, в первую очередь, члены СНГ.

Например, вызывает недоумение, что Украина оценила выступление Дины Гариповой всего в четыре пункта, в то время как белоруска, ею же оцененная на 12 баллов, получила больше. Странно, не так ли? Кроме того, неожиданностью оказались баллы из Армении, которая традиционно ставит России высокие оценки – на этот раз пришло всего 7 баллов. Неужели в Армении это никого не удивляет?

Таким образом, Азербайджан фактически стал первым, кто поднял вопрос об объективности и прозрачности начисления баллов на конкурсе «Евровидения». К этой инициативе подключилась Россия, однако другие страны, в том числе ближайшие партнеры, по-прежнему молчат. Возможно, если бы они провели свои расследования и подсчитали голоса своих граждан, также могли бы заметить несоответствия между реальными голосами и озвученными баллами. В таком случае шансы разобраться и предотвратить подобные сценарии были бы выше. Европейцам же под давлением нескольких участников «Евровидения» пришлось бы не просто отнекиваться, а признать, что политика действительно играет первостепенное значение на этом конкурсе.

Оцените статью
Ритм Москвы