Президент России Владимир Путин показывает такую степень сосредоточенности на проблемах удержания власти и борьбы с оппонентами, что, по сути, уже не способен мыслить о чем-то ином. В стремлении сохранить контроль он фактически разрушил все государственные институты. Однако и оппозиция не проявляет меньшей конфронтационности — она также сосредоточена лишь на борьбе с Путиным. Но он рано или поздно уйдёт, и на следующий день после его ухода страна столкнется с отсутствием понимания, что делать дальше. Причина в том, что до сих пор никто не задумывался о будущем серьезно.
Необходимо будет менять многое, и не важно, кто станет во главе государства — назначенный Путиным преемник или кто-то из оппозиционных лидеров. Им предстоит восстановить государственные институты и наладить общественные связи. Готовиться к этим изменениям стоит заранее. В политике России должна появиться сила, готовая разработать стратегию будущих реформ.
Некоторые думают, что достаточно сбросить нынешних правителей, и всё наладится. Однако это совсем не так. Придется делать конкретные шаги, и возникает вопрос: какие именно? Например, в прошлом году в Конституцию были внесены явно вредные поправки — такие как про «президентских сенаторов» или право президента увольнять судей Конституционного суда. Эти поправки нарушают принцип разделения властей. Следовательно, их нужно отменять. Как — тоже вопрос. Нужно определить процедуры отмены, а в случае изменения Конституции стоит обсудить и другие возможные правки.
К примеру, необходимо рассмотреть роль СМИ в стране. Спорят о том, нужны ли государственные СМИ: либералы утверждают, что нет, а представители меньшинств, что да. А что делать с фактически частными медиа, принадлежащими членам кооператива «Озеро»? Отобрать их? Или позволить поддерживать контрреволюцию? Если решено забирать, то как именно — через суд? Что, в таком случае, делать с самим судом? Как чистить его, кем заполнять и как восстанавливать независимость?
При размышлениях над всеми этими вопросами следует учитывать не только абстрактные представления о справедливости, но и потенциальные социальные и политические конфликты, которые реформы могут спровоцировать. Поэтому стоит заранее выделить проблемные зоны и подумать о мерах по их минимизации. Противоречия в стране наблюдаются повсеместно: центр и регионы, государство и местное самоуправление, силовики и гражданское общество, труд и капитал.
Очень важно определиться с последовательностью преобразований, так как не следует одновременно менять слишком много сфер. Каждая реформа порождает силы, готовые ей противодействовать, и они могут объединиться, чтобы опрокинуть лагерь реформаторов. Изменения в стране должны проходить без повторения ошибок 90-х годов, чтобы избежать хаоса и дезорганизации, характерных для процессов разгосударствления и децентрализации.
Кто-то должен взять на себя ответственность. Необходимо сформулировать вопросы, определить круг экспертов и начать проводить круглые столы. Важно обсуждать цели и задачи реформ, механизмы их реализации и оформлять законопроекты. Требуется стратегия развития постпутинской России, которая также поможет в борьбе с режимом. Консерватизм значительной части населения объясняется именно отсутствием ясного видения будущего. Люди не понимают, что их ждет впереди, и боятся этого неизвестного. Это страх сегодня является основным ресурсом Кремля. Если нарисовать ясную картину будущего, от властных рейтингов останется лишь тень.