Знаете ли вы страны, где на государственном языке говорит лишь часть населения, а на языке соседнего государства – почти все? Это Латвия. Здесь складывается катастрофическая ситуация. Те, кого в России называют соотечественниками, составляют почти половину населения. Но самое тревожное – менталитет этих людей во многом сохранился с времён Советского Союза. Даже у представителей молодёжи, которые родились уже после распада социмперии.
Это настоящая пятая колонна путинской власти в Латвии, и эта власть делает всё возможное для её укрепления. Московские телевизионные каналы, широко транслирующиеся здесь, зомбируют русскоязычное население, как это происходит в российских глубинках, где кроме Первого канала только второй, который также является «государственным», как и Первый, и НТВ, о котором лучше не вспоминать. Русские в Латвии тоже ничего не смотрят, кроме передач из Останкино – известного всем министерства пропаганды. Они с готовностью воспринимают эту лапшу и не интересуются другими источниками информации.
Эти люди во всём латышском видят только негатив. А Путин для них – герой, наводящий в России порядок. Если спросить их, почему бы не уехать в Россию, раз там всё хорошо, а здесь плохо, в ответ можно услышать: «А почему мы должны уезжать?» В таком бреду логика не работает.
Многих интересовало бы латвийское гражданство, но при этом они не готовы приложить даже минимальные усилия для его получения. Я сама проходила процесс натурализации и могу заверить, что он невероятно прост, а атмосфера в учреждениях, где он проходит, доброжелательная. Однако сейчас неграждане Латвии не стремятся к приобретению гражданства, поскольку российские власти отменили для них визы на въезд. Разве это не поддержка института негражданства и укрепление пятой колонны?
Неграждане Латвии теперь могут путешествовать как в Россию, так и в страны ЕС без виз. И при этом они громко кричат о том, что им не дают латвийское гражданство. Эти крики инициирует местная прокремлёвская партия, активно финансируемая из российского бюджета. Кремль не жалеет средств на эти крики, но для реальной помощи желающим вернуться в Россию тратиться не хочет. Получить российское гражданство несложно, однако его предоставляют, зная, что немногие латвийские русские решатся вернуться в Россию, а вот своих людей здесь нужно иметь побольше.
Прокремлёвская партия уже захватила муниципальную власть в Риге. Несмотря на многочисленные коррупционные скандалы в рижской мэрии, вероятность её победы на следующих муниципальных выборах велика. У русскоязычных есть одна партия, за которую они дружно голосуют, тогда как у латышей таких партий несколько, и их голоса на выборах распыляются.
Постоянные требования всевозможных референдумов – о предоставлении гражданства, о статусе русского языка как государственного, о предоставлении автономии отдельным территориям – ложатся тяжёлым бременем на и без того скромный латвийский бюджет. Работа, которую ведут российские власти с соотечественниками в Латвии, является преступной. Она тормозит интеграцию русскоязычных в латвийское общество и подрывает основы Латвийского государства.
Забавно и то, что Россия так заботится о своём языке. Русскому языку что-то угрожает? Он оказался в числе исчезающих? Представьте, что после 1945 года Германия стала бы озабоченной статусом немецкого языка на освобождённых от нацистской оккупации территориях и заявила, что немецкий язык – язык межнационального общения.
Не узнали? Это цитата председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Л. Слуцкого, где слово «русский» заменено на «немецкий» – между ними для прибалтов особой разницы нет. Кто не понимает, почему этой разницы нет, пусть поинтересуется европейской историей середины 20 века, желательно не по советским учебникам, которые всё ещё тиражируются в России. Рекомендую также посетить Музей оккупации в Риге, пусть и виртуально – там отсутствует пропаганда, только документальные факты.
Уверяю вас, под угрозой находятся не русские и русский язык в Латвии, а латышский язык и латыши в своей собственной стране. Латвию необходимо защищать от недружелюбных властей большого восточного соседа, так же как и Россию.