— Хорошо, уйдет Путин, а дальше-то что? – Знакомый популистский вопрос, который используют для троллинга оппозиции. Интересно, что никто не задавал этот вопрос самому Путину, который долгое время избирался без программы, а затем начал издавать бессвязные сочинения, о которых тут же забывал после выборов. Оппозицию упрекают в отсутствии программы действий. И это при том, что именно оппозиция, в отличие от Единой России, всегда шла на выборы с программами.
Вот лишь беглый взгляд на некоторые из них: программа СПС, программа Яблока, программа Другой России. И, конечно, самый полный документ – Солидарности, «300 шагов к свободе». Замечу, это лишь результаты быстрого поиска по сети. Существуют программы у националистов и многих политических движений. Навальный недавно делился своими мыслями о программе действий. Таким образом, в отличие от власти, оппозиция не страдает от отсутствия программных действий.
Можно было бы написать «миф не подтвержден», но есть и другие примеры. Пропагандисты часто ссылаются на так называемую Болотную. Рассмотрим этот феномен. Пример 1. Чулпан Хаматова, которая была на площади Сахарова. Кто может утверждать, что у ее фонда нет разумной и важной программы действий? Даже в условиях коррупции и бюрократических проволочек они сумели добиться значимых изменений в законодательстве о лекарствах, которые спасают жизни уже сейчас.
Пример 2. Евгения Чирикова. Она провела экспертизу высочайшего уровня, привлекла лучших специалистов в области дорожного строительства, экологии и городской инфраструктуры, нашла одиннадцать альтернативных вариантов прокладки проблемной трассы через Химлес. Все эти варианты лучше по всем параметрам: количеству сносимых домов, вреду зеленым насаждениям и транспортной нагрузке. Если даже через год-два Химкинский лес будет защищен, некоторые из найденных вариантов могут позволить построить трассу быстрее и дешевле, чем продолжать вырубку.
Пример 3. Алена Попова, эксперт по созданию эффективных и новаторских инструментов для повышения прозрачности работы органов власти. У нее достаточно интернет-проектов на годы вперед, а сколько еще она могла бы сделать! Это не политические организации, а представители различных гражданских групп и интересов. И кто скажет, что у этих гражданских инициатив нет интересных решений и программ? Они есть не только в будущем – они уже существуют!
Я не согласен с термином «Болотная». Мы уже находимся в ситуации, когда противником Путина и путинизма выступает народ в своем многообразии – левые, националисты, коммунисты, анархисты, демократы, консерваторы, либералы, либертарианцы. Если восстановить народовластие и вернуть свободные выборы, то справедливо ли было бы формировать программу для народа каким-либо иным способом, кроме выборов? Да, ключевым будут свободные выборы, люстрации, освобождение политзаключенных и массовый пересмотр всех судебных дел времен Путина. Но в остальном у нас могут быть разночтения.
Правительство и программу действий выберет народ, исходя не из одной программы, а из многообразия программ, представленных на свободных выборах. Пусть победит сильнейший. Краткую программу первых шагов к перевыборам уже утвердили на митингах. Ее достаточно для организации перевыборов. За полгода от ухода Путина до новых выборов у политических сил будет время на формирование команд и уточнение программ. Возможно, удастся выбрать единого кандидата от современной оппозиции, а может, кандидатов будет несколько. Это не столь важно. Главное – вернуть России то замечательное время, когда у нее будет все богатство выбора, а не одна программа и один кандидат. Так что миф о том, что «у оппозиции нет позитивной программы», не подтвержден.