С удивлением узнал о планах убрать из Москвы маршрутки. Ещё более меня удивило, что одобрение этой бредовой идеи исходит не только от чиновников, но и от так называемых «экспертов»-блогеров, постящих красивые городские картинки с именем Вучека на устах. Вообще настойчивый репрессивный взгляд на москвичей и желание загнать их в газенвагены общественного транспорта начинает раздражать.
То автомобилистов мучают, то предлагают красивые проекты и вводят полосы для общественного транспорта. Делают всё, что угодно, кроме самого очевидного – не улучшают привлекательность передвижения на автобусе.
Сразу оговорюсь, что весь мой текст больше о Москве. Допускаю, что в небольших городах транспортные решения могут быть иными. Для начала надо вспомнить, что маршрутное такси есть не что иное, как общественный транспорт. Это такой же элемент транспортной сети, как и автобусы, метро, электрички, троллейбусы, трамваи, монорельс, такси.
При этом едва ли кто будет отрицать, что маршрутки, появившись совсем недавно в городе, не просто нашли свою нишу для перевозки пассажиров, но и по сути стали доминировать на многих транспортных маршрутах. Вариант движения маршрутка-метро выбирают очень многие.
Минусы маршруток известны. Это разбитые автомобили, неграмотные водители, опасная езда, а в некоторых случаях – пренебрежение расписанием. Разбитость авто в последние годы снижается. Убитые газельки меняются на вполне комфортные мерседесы, да ещё и с автоматическими дверями. Остаётся проблема водителей и манеры их вождения. На мой взгляд, эту проблему решить довольно просто – чуть больший контроль за водителями.
Важно осознавать, что водители автобусов тоже начинают водить в таком же стиле. Так что надеяться, что автобусы будут безопаснее без должного контроля – наивно.
Плюсы маршруток относительно автобусов, например, просто огромны. Если автобус ходит раз в час, то маршрутка становится тем транспортом, который выбирают, чтобы не опоздать на работу. Маршрутка движется быстрее, поскольку останавливается не на каждой остановке, а по требованию. Кроме того, маршрутке легче объезжать любые заторы и места аварий. Автобус на порядок менее маневренный. Разница в полчаса, а иногда и час – это существенный повод выбрать маршрутку, а не автобус.
Критически важна маршрутка для тех, кто едет на работу или с работы. Человек уставший, и маршрутка привлекает тем, что ты в ней сидишь и очень редко стоишь. В автобусе же ты всегда стоишь и очень редко можешь сидеть. То есть в маршрутке ты хотя бы отдыхаешь, а в автобусе – нет.