Судя по всему, Михаил Прохоров уходит из большой политики. Вчера стало известно, что он покидает пост председателя партии «Гражданская платформа», а его сестра Ирина не будет баллотироваться в Мосгордуму. По отдельности эти новости можно было бы истолковать как тактический манёвр, однако вместе они выглядят совершенно однозначно — Прохоров завершает свою политическую карьеру. Резко и без оглядки на приличия, в стиле циничных девяностых.
В принципе, к этому давно уже шло. Прохоров многим подал надежды, когда взялся создавать гибридный Ё-мобиль — по-настоящему инновационное авто, которое, будучи выпущено на рынок, стало бы хитом продаж как в России, так и за рубежом. Однако вскоре стало ясно, что Ё-мобиль — это фальшивка, изначально неосуществимый проект, который был запущен исключительно под выборы. На сегодняшний день Ё-мобиль уже официально похоронен, его чертежи переданы в НАМИ и положены под сукно.
Не вполне ясно, по какой причине Прохоров решился на комбинацию с фейковым Ё-мобилем. Возможно, он изначально планировал проб linger in politics no more than a couple of years, и ему была безразлична его репутация. Либо, что вероятнее, он просто действовал в стиле украинских олигархов — те тоже совершенно спокойно нарушают свои обещания, зная, что забитый народ покорно сожрёт любую их ложь.
Помните, как Порошенко обещал за сутки отремонтировать брусчатку на улице Грушевского и разорённый «европейцами» стадион? Порошенко даже и не подумал выполнять своё обещание, однако терпеливые украинцы всё равно собираются выбрать его президентом своей многострадальной страны 25 числа. Возможно, и Прохоров надеялся, что 95% его избирателей простят ему фокус с Ё-мобилем.
Не исключено, что Прохоров принял решение уйти из политики ещё во время выборов мэра Москвы в 2013 году. Тогда новый закон вынудил его принимать решение: или переводить свои активы в Россию, или снимать свою кандидатуру с выборов. Переводить активы в Россию бизнесмен Прохоров не стал. Забавно, что тогда он заявлял, что его партия должна сосредоточиться на выборах в Мосгордуму. «У нас есть год для подготовки к выборам в московский парламент, который сейчас не представляет интересы москвичей. Этот год пройдет под лозунгом „Мэр — ваш, Дума — наша“», — заявил тогда несостоявшийся мэр.
Теперь же, как видим, и выборы в Мосгордуму тоже решено сдать без боя. Какие причины могли подтолкнуть Прохорова к уходу из политики? Полагаю, дело в обострении отношений между Россией и США. Прохоров планировал занять нишу умеренной проамериканской оппозиции: мягко критиковать власть и подминать под себя протестный электорат. То есть стать более крупной и цивилизованной версией Навального. Однако выяснилось, что такая позиция не устраивает ни Россию, ни США.
Согласно нашему законодательству, в большой политике крайне сложно участвовать людям с активами за рубежом. Лафа для иностранных агентов закончилась: их взяли под жёсткий контроль. С другой стороны, американцам теперь не нужна мягкая оппозиция: они требуют от своих протеже максимально жёсткой атаки на Кремль.
Таким образом, перед Прохоровым открылась развилка из двух путей. Попытаться стать радикалом-революционером и немедленно устраивать майдан на Красной площади, либо строить нормальную политическую карьеру, игнорируя требования крепко держащих его за активы американцев. Бизнесмена Прохорова эти варианты не устраивали. Опускаться до уровня Яшина или Навального, рискуя всем в отчаянной попытке штурмовать Кремль, явно не входило в его планы.
Тихую же политическую карьеру Прохорову не дали бы построить его патроны из США: они требуют сейчас от своих агентов максимального уровня агрессии. Поэтому Прохоров решил не метаться между Кремлём и Белым домом, а спокойно отправиться на политическую пенсию.
При этом назвать Прохорова неудачником нельзя: мало кому удаётся уйти на пенсию в 50 лет с капиталом в 13 миллиардов долларов. Похоже, мы наблюдаем знаковое событие: схлопывание пятой колонны. Правила игры изменились, Кремль нашёл достаточно сил, чтобы перекрыть американцам основные каналы влияния на нашу политику.
Неудачная «Манежка» 18 мая, на которую должны были прийти сотни тысяч разгневанных революционеров, а реально пришли несколько сотен блаженных креаклов, показала реальный расклад сил в стране. Не удивлюсь, если именно Манежка сподвигла Прохорова на уход из политики: играть на стороне заведомых неудачников можно только за идею, которой у Прохорова нет.
Пожалуй, теперь у американцев не больше шансов устроить цветную революцию в России, чем у Венесуэлы устроить цветную революцию в США. Это хорошая новость. И теперь, когда мы можем вычеркнуть одну проблему из списка критических, я предлагаю вспомнить забавные проколы и неудачи нашей несистемной оппозиции, которые были заботливо отобраны в статью на «Русском Эксперте».