Оказывается, школьным учителям запрещено применять физическое и психическое насилие по отношению к детям. В сети появился список ограничений для педагогов, который стоит привести. Итак, учителю запрещено:
- Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
- Опаздывать на урок.
- Выгонять ученика с урока.
- Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
- Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1–11 классов и в выходные дни в 1–4 классах, кроме чтения художественной литературы.
Источники:
- Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Трудовой кодекс РФ, ст. 21.
- Конституция РФ, ст. 43.
- Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65.
- Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44.
С одной стороны, это выглядит абсурдно. Учитель должен иметь право на определённые меры воздействия — ведь в школах не предусмотрены полицейские функции, и поддерживать порядок необходимо. С другой стороны, с домашними заданиями ситуация давно стала критической: так называемые «сильные учителя» используют их, чтобы воровать время не только у школьников, но и у своих коллег.
Проведём простой расчёт. Школьники старших классов учатся 36 часов в неделю. Учитывая их не до конца сформировавшиеся организмы и тяжёлый труд учёбы, можно сделать вывод, что даже без дополнительных домашних заданий дети работают больше, чем взрослые. Давайте представим, что у них остаётся ещё 4 часа на выполнение домашних заданий.
Представим себе строгого учителя физики, который требует от своих учеников максимума и мучает их на контрольных. После занятий выпускники с ностальгией вспоминают: «да, Иван Никифорович был суров, но благодаря ему я знаю физику». А вот нормальные учителя, задающие лишь «для галочки» и не проверяющие домашние задания, считаются «слабыми». Но возникает вопрос: по какому праву строгий физик завладевает всем свободным временем школьников? Почему вместо отдыха они вынуждены заниматься именно его предметом?
Этот вопрос риторический и касается недостатков классно-урочной системы. Почему учителя не распределяют домашнее время школьников по-честному? Ответ очевиден: кто наглее, тот и получает больше. Забавно, что для такого «воровства времени» порой даже не нужно задавать домашние задания — достаточно просто выставлять строгие требования.
Помните анекдот про кошку и горчицу? Три разных идеологических подхода показывают, как можно заставить кошку съесть горчицу — от прямого насилия до хитрости и обмана. Так и строгие учителя. Как украсть у ребёнка свободное время? Очень просто: требовать от него больше, чем остальные. В итоге, ребенок добровольно убивает своё свободное время, погружаясь в изучение предмета.
Подведём итог: домашние задания и любая работа вне школы — это преступление. Общая нагрузка на детей и без домашних заданий слишком велика, чтобы они могли сохранить своё физическое и психическое здоровье. Учителя, заставляющие детей заниматься дома, по сути, воруют у школьников самое ценное — их счастливые часы.