Что скрывает АвтоВАЗ

(Картинка: lada.ru)

Удивляют граждане, испытывающие ненависть к «АвтоВАЗу». Понимаю, когда такие чувства проявляет мошенник, который ничего, кроме кражи канцтоваров, не умеет. Обычно они уверены, что все в стране работают так же, и, следовательно, ничего качественного сделать не могут в принципе. Также можно понять недовольство молодого стритрейсера, которому не хватает средств на японский спортивный автомобиль (о «Ладе Гранте Спорт» он просто не знает). Он считает, что если бы в России не было отечественного автопроизводства, то подержанные иномарки стоили бы дешевле. Правда, в Финляндии, Уругвае и Гонконге автомобильная промышленность отсутствует, но автомобили там стоят намного дороже, чем у нас… Но такие глубокие размышления редко приходят в голову стритрейсерам.

Иногда же ненависть к «АвтоВАЗу» проявляют и те, у кого нет личных причин для этого. Они понимают, что такое налоги и пошлины, и не испытывают боли от необходимости платить их государству. Эти граждане трудятся честно и допускают мысль, что таких, как они, в стране немало… Но при этом продолжают ненавидеть «АвтоВАЗ». Почему?

На мой взгляд, причины кроются в невежестве и бескультурье. Во-первых, большинство людей мало что знает об «АвтоВАЗе» — если не считать устаревших анекдотов и охотничьих рассказов о страдальцах, которым трудно было эксплуатировать «Жигули». Во-вторых, в нашем обществе не считается зазорным поливать грязью людей или организации лишь на основании слухов. Существует своеобразная презумпция виновности, согласно которой любая статья в оппозиционном блоге и рассказ в очереди за пивом становятся неопровержимыми доказательствами подлости их авторов.

Примечательна история системного игрока, который три года увлекается «танчиками» — одной из самых популярных сетевых игр. Его рассказ интересен тем, что полученные в игре знания о танках изменили его взгляд на события Великой Отечественной войны.

Что же представляет собой «АвтоВАЗ» сегодня? В начале 2000-х предприятие было передано сначала под управление «Рособоронэкспорта», а затем основанному на его базе «Ростеху». Это позволило освободиться от проблем, которые тянулись с девяностых годов, привлечь концерн Renault-Nissan и пережить кризис 2009 года, когда на грани разорения оказались такие гиганты, как General Motors и Opel. К середине 2014 года Renault-Nissan инвестировал в «АвтоВАЗ» 23 миллиарда рублей и получил контроль над 67% акций. Остальные 33% остались у «Ростеха». За первые четыре месяца 2013 года «АвтоВАЗ» реализовал 178 тысяч машин — 152 тысячи в России и 16 тысяч за рубежом. Это неплохое достижение, особенно на фоне кризиса в Европе, где автопроизводители сокращают объемы производства. Наибольшим спросом сейчас пользуются «Приора» и «Гранта».

Если бы производственные мощности позволяли, лидером по продажам был бы новый «Лада Ларгус», но пока завод выпускает всего 4,5 тысячи машин в месяц. К слову, когда «АвтоВАЗ» выбирал название для «Ларгуса» через интернет, я предложил свой вариант — «Лада Бугурт», отсылающий к историческим рыцарским состязаниям. Увы, мой вариант не был выбран.

Тем не менее, к 2016 году «АвтоВАЗ» намерен создать полностью новый модельный ряд двигателей и автомобилей. Затраты на разработку нового оборудования увеличатся втрое, до 2,7% от оборота. Оборот «АвтоВАЗа» исчисляется сотнями миллиардов, что подразумевает весьма внушительную сумму. Будут также разрабатываться «экологические» модели с пониженной расходом топлива и увеличенным запасом хода. Однако, в то время как в теплых странах акцент делается на электричестве, «АвтоВАЗ» в первую очередь рассматривает более актуальные для нас решения, такие как газ.

Таким образом, электромобили «АвтоВАЗ» тоже разрабатываются, в частности, модель El Lada. Однако их тираж пока весьма ограничен. Сегодня «АвтоВАЗ» занимает около 20% российского рынка автомобилей. Во второй половине года запланировано начало производства автомобилей Renault и поступление на рынок обновленной «Лады Калины». Чудес ждать не следует, но на сохранение и плавное увеличение своей доли на нашем рынке «АвтоВАЗ» может смело рассчитывать.

Подводя итог, можно отметить, что под мудрым управлением «Ростеха» «АвтоВАЗ» за несколько лет преодолел путь от проблемного предприятия до одной из самых конкурентоспособных автомобильных компаний в мире. Замечу, что контроль над большей частью «АвтоВАЗа» сейчас принадлежит Renault-Nissan. На недавнем собрании акционеров было принято решение сохранить прежнее руководство. Председателем альянса стал известный Карлос Гон, а управлять компанией будет глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Таким образом, можно ожидать, что стандарты управления на «АвтоВАЗе» будут продолжать стремительно приближаться к французско-японским.

Оцените статью
Ритм Москвы