Нет, коллеги, давайте разберёмся. Действительно ли качественная дорога стоит не меньше миллиарда рублей за километр? В одном из постов на платформе mymaster утверждается, что автор является специалистом по дорогам и его мнению можно доверять. Он объясняет, что дорога — это сложное и дорогое инженерное сооружение, по сути, аналогичное дому. Для этого необходимо углубиться на несколько метров, проложить специальную ткань, затем послойно засыпать песком и щебнем, и лишь потом аккуратно уложить асфальт. Не стоит забывать также о прочных бордюрах и ливневой канализации.
В некоторых моментах я согласен с автором. Например, в том, что перегруженные фуры и водители, пользующиеся газонами, наносят огромный ущерб дорожному покрытию, и таких необходимо штрафовать. Однако специалист утверждает, что полноценный ремонт дороги в шесть полос не может стоить меньше одного миллиарда рублей. На мой взгляд, эта цена завышена.
Я, конечно, не строитель, но давайте подсчитаем стоимость дороги хотя бы как дилетанты. Миллиард рублей за километр — это миллион рублей за метр. Начнём с материалов. Предположим, ширина шестиполосной дороги в городе составляет 25 метров, а глубина — полтора метра, что соответствует глубине промерзания грунта в Санкт-Петербурге. Плюс, скажем, 30 сантиметров асфальта. Это с запасом, как на автобанах.
Самый дорогой гранитный щебень и самый качественный речной песок стоят не более тысячи рублей за кубометр. Бетон и асфальт обходятся дороже — до трёх тысяч рублей за кубометр. Перемножив, получаем 38 тысяч рублей за щебень и песок и 22 тысячи рублей за асфальт. Итого — 60 тысяч рублей за материалы. Что ещё может понадобиться? Водонепроницаемый брезент под нижний слой? Плюс ещё 2 тысячи. Бордюрный камень по краям? Ещё 3 тысячи. Итого — 65 тысяч рублей за материалы.
Работы же, насколько известно, составляют обычно менее 50% от общей стоимости дороги. Умножив сумму на два, получаем 130 тысяч рублей со всеми натяжками, хотя без ливневой канализации, которая, как мне известно, обслуживается независимо от дорог и стоит значительно дешевле.
Так вот, возникает вопрос: откуда же взялась цифра в миллион рублей за метр? Если вернуться к реальным дорогам, наш петербургский КАД — со всеми его мостами, эстакадами и прочими сложностями, по четыре полосы в каждую сторону — всё равно обошёлся значительно дешевле упомянутого миллиарда за километр.
Я бы очень хотел услышать от специалистов в области дорожного строительства реальные цифры. Можно ли качественно починить километр дороги за 100 миллионов рублей? Или всё же нужен миллиард? Меньше никак не получится?