Мишу я знаю давно. Когда я связался с ним после посещения штаба «Зимней вишни», с удивлением услышал:
— Я был там за час до пожара… Бывает же так: говорил со свидетелями, спасателями, ничего нового не узнал, а другу позвонить не догадался. И ни он, ни я ещё не подозревали, что речь пойдёт не только о «Зимней вишне».
1 апреля мы направились в Следственный комитет. Миша дал показания. Нас встретили вежливо и оперативно. Это, если не вспоминать о том, что за несколько дней до визита я звонил в СК, передавал данные свидетеля, но никакой реакции не получил. А ещё раньше я обращался в полицию, куда меня отправили из МЧС:
— Не дозвонился до вашей пресс-службы, звоню вам. К нам обратился свидетель по «Зимней вишне»…
— Звоните в пресс-службу! — ответили в приёмной УМВД области.
— То есть вам это не интересно?
— Это приёмная.
— Понимаю. Соедините с руководством, ещё с кем-то, у меня ключевой свидетель…
— Перезвоните, значит, в дежурную часть.
Миша рассказал в Следственном комитете о мотках проводов и нарушениях техники безопасности рядом с грудой поролона. По дороге обратно он заметил:
— Теперь после «Зимней вишни» я думаю: сколько ещё таких трагедий может произойти у нас.
Миша — руководитель строительной компании. За девять дней до пожара он завершил работу над магазином сети «Love Republic» в другом крупнейшем торгово-развлекательном центре города — «Лапландии».
— Заказчики заставляли нас нарушать все правила, — тревожно сообщил Миша, — требовали соединять проводку обычными «скрутками», без специальных клемм, а защитная пропитка при покраске не применялась. Главное для них было — быстрее сдать магазин.
— Давай прямо сейчас заедем в «Лапландию», — предложил я.
Входы для аварийного выхода в торговом центре заперты, как и во всех других ТЦ города. Администрация и охрана поясняют, что всё откроется лишь в случае чрезвычайной ситуации. Один раз, как известно, ничего не открылось. Площадь «Лапландии» составляет 68,570 квадратных метров. Это шесть этажей, сотни арендаторов, кинотеатр, каток и детский развлекательный центр. Когда-то здесь располагался крупнейший в области спортивно-концертный комплекс «Октябрьский», построенный по последнему слову техники.
В «Октябрьском» проводились хоккейные матчи, чемпионаты по фигурному катанию и другие спортивные мероприятия, выступали звёзды эстрады. В «тулеевскую» эпоху главное заведение культуры города продали для торгового комплекса, и реконструкция прошла самым варварским способом.
— Мы сносили несущие стены и разрушали фундамент, работали, как на фронте: каждую минуту ждали, что нас завалит, — рассказывает бригадир строителей Володя.
Грязь повсюду, пыль в воздухе, в туалетах мыльницы не работают, приходится черпать мыло из них, — это нормально? И так уже полгода. Люди, которые руководят этим ТРЦ, не хотят вкладываться!
— Здесь пора и необходимо сделать косметический ремонт. Постоянно стоят ведра, капает с крыш. Это ужасно. Нет стойки информации, нет нормальной навигации! Мечты о хорошем торговом центре в нашем городе так и останутся мечтами, — делится мнением один из арендаторов, прося не называть его фамилию.
В 2011 году «Лапландия» загорелась из-за нарушения правил безопасности при кровельных работах. Тогда комплекс закрыли по решению суда на три месяца. Комиссия обнародовала список из 74 нарушений: несущие конструкции не обработаны огнезащитным веществом, отсутствие «тамбур-шлюза» в подвале, преграждающего путь дыму и огню, использование горючих материалов при строительстве, недостаток или захламлённость эвакуационных выходов…
В 2012 году произошли ещё два небольших пожара. Первый раз задымление случилось в контактном зоопарке, затем — в одном из бутиков. Обошлось без жертв, но стены, клетки и сами животные пришлось отчищать от копоти. Ещё через три года произошёл потоп: у ТРЦ в буквальном смысле сорвало крышу. Инспекции продолжают выдавать предписания, происшествия случаются вновь.
Мы вообще не знаем: вдруг следствие выяснит, что все торгово-развлекательные комплексы города возведены незаконно, как «Зимняя вишня». Михаил рассказывает, как генеральный подрядчик обманул его с деньгами, и ему пришлось за свой счёт завершать бутик в срок. Даже те самые клеммы он покупал, хотя понимал, что эти расходы ему не возместят. Но делать всё на «скрутках» — значит гарантировать пожар, рано или поздно.
— Теперь мне их деньги не нужны, — кипятится предприниматель, — пусть исправят все недочёты и отдадут то, что мне должны, на благотворительность. Не хочу иметь с этим магазином ничего общего. Не хочу, чтобы, если там случится пожар, мне назначили «стрелочником».
Михаил был готов за свои деньги исправить все недоделки в салоне «Love Republic», но после открытия его туда не пускали. Мы отправили запрос в компанию Melon Fashion Group, которой принадлежит бренд «Love Republic».
— Все критические замечания, полученные от ТРК, были устранены до открытия магазина. Согласно акту приемки на устранение мелких, не влияющих на безопасность недочетов, арендатору предоставляется 30 дней после открытия магазина. Работы ведутся по графику, согласованному с администрацией торгового центра, — ответила руководитель направления корпоративных коммуникаций Светлана Рябинина.
Соединить меня или исполнителя с руководством в компании категорически отказались. Руководитель ООО «А+» Михаил Щеглов заявил, что у открытия оставалось много критических недоделок. Возможно, во время наших обращений что-то исправили: в бутике началась суета, появились строители и стремянки.
— Там деревянный потолок и одежда на вешалах, — говорит Михаил, — не дай бог, полыхнёт…
Мы приехали в «Лапландию». Продавцы не имеют понятия, сдан магазин или нет. Администратор неохотно даёт номер менеджера, но менеджер ничего не знает, это не её дело. В торговом центре более 250 арендаторов. Администрация приняла один из бутиков с существенными, по мнению исполнителя, недоделками. Несмотря на резонанс после пожара в «Зимней вишне», никто не захотел выслушать человека, готового указать на эти недоделки, которые завтра могут стать причиной новой трагедии. В СК отмахнулись и приняли показания только по «Вишне», посоветовали обращаться в полицию. Мы знаем, обращались.
После публикации материала к автору обратилась представитель компании «Melon Fashion Group» Светлана Рябинина. Она сообщила, что по факту публикации проводится проверка, о результатах которой нам обязательно сообщат. Возможно, руководство компании свяжется с Михаилом, так и не достучавшимся дальше «Горячей линии». Светлана попросила опубликовать полный текст комментария компании, данного 5 апреля:
— При открытии наших магазинов мы уделяем пристальное внимание безопасности, поэтому для проведения строительных и ремонтных работ привлекаем компании, имеющие все разрешения и опыт в данных сферах. После завершения работ ТРК выдал нам документы, подтверждающие качество проведённых работ и разрешение на открытие. Мы не можем комментировать действия сторонних компаний и их финансовые отношения с партнёрами, так как это не находится в зоне нашего контроля. Тем не менее ваше обращение стало для нас поводом для проверки. Уполномоченные службы тщательно изучат сложившиеся обстоятельства и примут необходимые меры.