На днях мне довелось участвовать в любопытном телефонном совещании. Генеральный директор Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Дэвид Хоуман связал для важного разговора нас — около десяти человек, находящихся в разных странах и на разных континентах. Мы — члены Комитета спортсменов ВАДА, который обычно собирается дважды в год в штаб-квартире организации в Монреале, чтобы быть в курсе планов глобальной антидопинговой политики, обсудить результаты своей работы и защитить интересы коллег-атлетов.
На этот раз обсуждали предстоящую встречу в Стокгольме, где ВАДА отметит свое десятилетие, а также Олимпийские игры в Ванкувере, которые буквально на носу. Хоуман, со своей новозеландской обстоятельностью, доложил о предстоящем отчете руководства. Среди прочего прозвучало, что в год пекинской Олимпиады 35 аккредитованных ВАДА лабораторий по всему миру взяли 274 тысячи проб. Из них 2,8 процента оказались положительными. Грубо говоря, это порядка 7 тысяч пойманных на допинге спортсменов высшего уровня. Дэвид отметил, что процент позитивных проб вырос по сравнению с предыдущим годом, что можно объяснить как эффективностью работы контроля, так и другими причинами.
В этот момент я размышлял о другом: по данным нашего национального агентства РусАДА, в России в те же сроки было зафиксировано около 250 допинг-случаев среди элиты. Много? Немало. Однако, бесконечные истерики по поводу антирусского заговора, похоже, должны наконец затихнуть. У нас отсутствует культура поведения в спортивных кулуарах.
Объяснюсь: при всем уважении к достижениям наших чемпионов, попавшихся на допинге, всякий раз не могу сдержать досады, наблюдая их реакцию на разоблачение, а также реакцию публики. Ни один российский спортсмен на моей памяти не признался в применении запрещенных средств. Мы слышали всё — сказки дядюшки Римуса, обвинения в адрес иностранных спецслужб и даже признания в тайной беременности… Но никто ни разу не сказал: «Да, я пытался обмануть, выиграть нечестно, и пусть мой пример будет уроком.»
Зато сколько раз лично мне приходилось слышать: «Уж коли заседаете в этом ВАДА, защитите, оградите, отмажьте наших любимцев! Иначе зачем вы там нужны, зачем мы взносы платим…» И ладно бы рыдали только домохозяйки после очередного сюжета о чемпионке, прячущей свою неправедную медаль. Мучаются вполне солидные люди — спортивные и прочие политики.
В том же Стокгольме, где через пару дней нас с руководством ВАДА ждет прием у короля Швеции, двадцать лет назад я со сборной СССР выигрывал очень нелегкий чемпионат мира. Не зная тонкостей борьбы с допингом, я тогда твердо говорил «нет» даже безобидным уличным торговцам сосисками. Так нас учили: не уверен — не пробуй. Не обманывай — не попадешься.
Вячеслав Фетисов, сенатор, председатель Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.