Продолжение. Начало статьи: ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (ДО 1917 ГОДА).
Не буду рассказывать о сути и ходе реформ П.А. Столыпина при его жизни (до 1911 года), так как это хорошо известно. Однако стоит отметить несколько аспектов, касающихся агротехники и механизации сельского хозяйства, а также грамотности крестьян и земской медицины.
В 1900 году на закупку сельскохозяйственных машин и орудий было затрачено 28 миллионов рублей, в 1913 году — 109 миллионов, причем более половины сельскохозяйственной техники приобретали крестьяне в самой России. Начали применяться минеральные удобрения, объем их сбыта за годы реформы увеличился в 7 раз, а количество сельскохозяйственных машин — почти в 5 раз. В начале XX века также стремительно развивалось образование крестьян в области агротехники. В 1913 году в России работало более 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационной консультационной службы. Организовывались учебные курсы по скотоводству и молочному производству. Значительное внимание уделялось также системе внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2000 человек, то в 1912 году — уже 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях — 1 миллион 46 тысяч человек. Урожайность в 1900-1912 годах выросла на 25%. Посевные площади увеличились на 14% (в том числе в Сибири — на 71% и на Северном Кавказе — на 47%). С 1908 по 1912 год производство ячменя возросло на 65%, кукурузы — на 42%, пшеницы — на 37,5%. Сбор зерновых в урожайном 1913 году составил рекордные 88 миллионов 500 тысяч тонн, что на 30% выше, чем в США.
Образование и здравоохранение. Период с 1907 по 1917 годы стал временем стремительного развития начального (также высшего и среднего) образования в городах. В 1908-1914 годах финансирование Министерства народного просвещения возросло в разы. В это время земства развернули масштабную работу по образованию и здравоохранению крестьян. В 1914 году на народное образование было потрачено 106 миллионов рублей. Почти полный охват начальным образованием для мальчиков был обеспечен в центральных губерниях европейской части Российской Империи уже в 1914-1915 годах, а при таких темпах к 1924-1926 годам полный охват всех детей школой мог быть достигнут по всей России. По состоянию на 1914 год во многих губерниях осуществлялось всеобщее обучение; более 88% земств приступили к переходу к всеобщему образованию под контролем Министерства народного просвещения.
Хотя в деревне охват детей образованием шёл медленнее, чем в городах, наблюдаемые цифры дают общее представление о темпах внедрения всеобщего начального образования в России в 1908-1917 годах. К 1917 году среди молодёжи призывного возраста грамотность составляла около 75%. Кроме того, все неграмотные призывники в армии получали начальное образование.
Сельское здравоохранение также претерпело значительные изменения. Все медицинские услуги и лекарства предоставлялись бесплатно. Земские врачи, фельдшеры и акушерки стали образцом служения своему делу и самоотверженности. К 1912-1914 годам правильное медицинское обслуживание стало нормой в большинстве сельских областей России. В 1914 году земства израсходовали на нужды здравоохранения 82 миллиона 600 тысяч рублей — что эквивалентно примерно 111 миллиардам современных рублей.
Что касается детской смертности, то в начале XX века в России она оставалась высокой. Если в конце XIX века уровень детской смертности составлял в среднем 275-290 на тысячу новорожденных, то к 1913 году он снизился примерно до 244. В Европе в этом же году детская смертность была на уровне 144 на тысячу новорожденных. Таким образом, Россия отставала от Европы по этому показателю в 1.7 раза.
Реформы Столыпина начали приносить свои главные плоды именно после 1911 года. «Закон о землеустройстве» от 29 мая 1911 года детализировал положения ранее изданных законов, что способствовало улучшению уровня жизни крестьян. Статистика подтверждает, что в 1912-1913 годах показатели землеустройства значительно превысили аналогичные показатели 1907-1911 годов, опровергая распространенное мнение о спаде реформы после 1910 года.