Тревожные размышления о недавних высказываниях Путина не покидают мыслей. Сравнение текущей ситуации с предреволюционной Россией Николая II неизменно вызывает ассоциации с февралем 1917 года, когда, по выражению В.В. Розанова, «Русь слиняла в два дня». События Февральской революции часто обходят вниманием, несмотря на то, что именно тогда произошла смена формы управления страной, приведшая к свержению монархии. Октябрьский переворот, в свою очередь, стал лишь заменой правосоциалистического кабинета министров на левосоциалистический, что на практике означало лишь изменение власти. Смещение временного правительства А.Ф. Керенского было неизбежным; вопрос заключался лишь в том, кто это сделает.
Совсем другая атмосфера царила накануне Февральской революции. Даже если отбросить крайние мнения о невыносимых условиях жизни в Петрограде, объективные причины для падения монархии существовали, хотя их влияние проявилось позднее, уже во время революции. В целом, ситуация была типичной для воюющей страны и вряд ли хуже, чем в других европейских государствах. За исключением, пожалуй, вечной неэффективности чиновничества, которая усугубляла сложности и раздражала общество.
И вот в какой-то момент все изменилось. Изучив хронологию событий, можно отметить, что власть сама способствовала собственному падению, но это обширная тема. Давайте остановимся на конкретике. Движущей силой первых дней Февральской революции стали солдаты, расквартированные в Петрограде. В силу различных обстоятельств в городе оказались сотни тысяч молодых мужчин, которые не горели желанием работать или воевать, но весьма хотели наслаждаться жизнью в красивом городе. Для провинциального парня прогулка по улицам с блестящими витринами без денег в кармане не приносила радости, в то время как местные жители уже давно привыкли к гламурной жизни.
Несмотря на это, власть считала армию своей главной опорой и не видела ничего плохого в большом количестве солдат в столице в это непростое время. Вернемся к нашей современной реальности. Власть намерена 4 декабря привезти в Москву 30 000 лояльно настроенных молодых людей, чтобы обеспечить контроль над улицами на случай, если оппозиция, легальная или нелегальная, попытается устроить протесты. Признаемся откровенно: это будут неблагополучные ребята из депрессивных регионов Центральной России, ведь благополучные не поедут в столицу на спартанские условия.
Представьте: зима, холод, выборы, атмосфера нестабильности и 30 000 привезенных людей на улицах Москвы. Власти действительно уверены, что эти ребята просто так уедут домой, не оставив после себя следов? Если их готовят противостоять кому-то, насколько это важно? А если им понравится гулять по улицам и наводить порядок своими методами? 30 000 молодых людей в богатом столичном городе на фоне политической турбулентности кажется не просто рискованным, а близким к абсурду.
Конечно, вероятнее всего, ничего экстраординарного не произойдет, и провинциальных парней развезут по их холодным городкам, чтобы продолжить свои серые будни. Но что если? А если все пойдет не так, как планировалось? Почему бы и нет?