Некрасивое и наглое протаскивание госпожи Матвиенко через выборы ужасно не тем, что бывшая питерская губернаторша станет в итоге спикером Совета Федерации. Ужас в том, что сам институт выборности кого-то куда-то в России ликвидирован окончательно. Осталось только слегка замаскированное назначение, назначение через процедуру выборов. Получается, что у нас есть только одна ветвь власти – вертикальная. Законодательная же власть сведена до уровня отстойника и синекуры для нужных людей. Кто и где будет депутатом – решают не избиратели, а чиновники.
Вот решили господа в Кремле, что выборную должность председателя совета федерации займет Валентина Матвиенко – она ее и займет. А все процедуры выборов сначала в какой-то питерской глуши, потом в самом Совете Федерации – это настолько условные вещи, что их даже в расчет никто не берет: все будет так, как решили чиновники в высоких кабинетах, без сюрпризов.
Посмотрим на Государственную Думу. Депутаты, которые рассядутся на Охотном ряду и будут пять лет вкусно есть и сладко спать за счет бюджета, для избирателей «темные лошадки». Для Кремля все понятно заранее. Как может в думе оказаться случайный человек, если любой депутат уже прошел несколько отсевов на лояльность власти? Первый отсев осуществляется на самых дальних подступах. В Госдуму можно попасть только по спискам нескольких зарегистрированных партий. Учитывая, что ЕР, ПД, СР и ЛДПР так или иначе контролируются из Кремля, у ненужного человека нет шансов попасть в список.
С КПРФ все не намного лучше: руководство все равно играет с Кремлем, и одиозных для власти людей в список не возьмет. У КПРФ есть проблемы с деньгами, поэтому на местном уровне в списках оказываются случайные люди, которые мечтают о власти. Примеры из Свердловской области наглядно демонстрируют истинное качество зюгановских коммунистов. Бывший депутат ГД РФ от КПРФ Багаряков досрочно сдал мандат и ушел в правительство Свердловской области, а депутат Областной Думы от КПРФ Артюх будет баллотироваться в новую думу уже по спискам ЕР. Если кто-то скажет, что поступок обоих стал неожиданностью – не верьте. Все было понятно с самого начала, но зюгановское ЦК КПРФ не побрезговало.
Второй отсев – это получение проходного места в списке и сохранение такового до дня голосования. Попадание кандидата в партийный список еще ничего не значит. До последнего дня любого человека могут подвинуть на непроходные места или просто убрать. Следовательно, будущий депутат должен быть образцовым и демонстрировать свою полезность или абсолютную безвредность. На этом этапе случайных людей на проходных местах уже не остается.
Третий отсев – это распределение мандатов после выборов. Мандаты получают только те, кто действительно нужен власти или абсолютно безвреден для нее. Кроме того, любой депутат должен быть готов сдать свой мандат по первой команде – этот трюк в последнее время крайне популярен и подчеркивает убожество российской политической системы. Таким образом, все законодательные органы контролируются чиновниками и служат для проштамповки выгодных решений, подготовленных самими же чиновниками.
В лучшем случае среди десяти лояльных власти депутатов находится один или два смутьяна, которые практически никак не могут влиять на ситуацию. Ситуация с Матвиенко демонстрирует, что нынешняя власть не собирается пускать все на самотек и не позволит никому вмешиваться в свои планы по распределению мандатов в номинально избираемых органах. Думаю, что избранная в декабре дума будет абсолютно стерильна и лояльна исполнительной власти.
Вот пишу – «исполнительная власть» — и думаю: а чьи решения она исполняет? По нормальной логике, исполнительная власть исполняет решения, принятые законодательной. Но если законодательная власть фактически формируется исполнительной – что мы имеем на выходе? Когда чиновники назначают депутатов по принципу максимальной выгоды для себя, а прошедшие многоуровневую стерилизацию депутаты лишь поддакивают и кивают, это можно назвать самоназначенной диктатурой бюрократии.