В нашем обществе наблюдается явная недосказанность в понимании разницы между верой, религией и клерикализмом, что стало особенно заметно в контексте текущих дискуссий. Некоторые считают, что определённым кругам выгодно подменять истинную религиозную веру клерикализмом.
Религиозная вера – это уникальное состояние человеческой души, внутреннее и очень интимное чувство, не требующее ни лимузинов, ни помпезных церемоний. Религия же является общественным явлением, представляющим собой целую систему ритуалов, норм, запретов и предписаний, а также иерархию святынь и священников. В этом контексте церемонии и даже лимузины имеют значение, хотя можно обойтись и без них. Религия, как и вера, остаётся интимным феноменом: даже в самые атеистические времена существовали верующие, которые хранили святыни дома, отмечали праздники и сохраняли связь с духовным.
Клерикализм, в свою очередь, представляет собой стремление профессиональных верующих навязывать обществу свою систему ценностей и выступать как верховные судьи по всем вопросам – от морали до науки и искусства. Клерикалы больше заинтересованы в контроле над властными и финансовыми рычагами, чем в духовном преображении общества. Им важнее внешнее почтение к их религиозным титулом, чем настоящая вера и искренность. Более того, формальная религиозность и обрядоверие могут быть удобнее: глубоко верующий человек зачастую избегает митингов и пикетов, не уделяет времени блогам, где обсуждаются «богохульники», не увлекается политикой и ведёт скромный, тихий образ жизни. Это, как правило, означает и отсутствие финансового благополучия, что подразумевает низкий уровень пожертвований и помощи в решении политических и финансовых задач клерикалов.
Тенденции последних лет в нашей стране свидетельствуют о значительном усилении клерикализма на фоне очевидного снижения интереса к религии. В 80-е и 90-е годы люди активно искали ответы на духовные вопросы, читали дефицитную религиозную литературу. Сегодня, несмотря на отсутствие дефицита духовной литературы и открытые храмы, в религиозных церемониях участвует лишь небольшой процент граждан, даже в дни больших праздников.
Тем не менее, клерикалы продолжают выступать от имени всего народа, где для них важнее количество, чем качество своей паствы. Это становится залогом их выживания, особенно в экономическом плане. Меркантильные интересы религиозных лидеров в современной России заметны даже для нерелигиозных людей и для многих верующих. Чтобы отвлечь общество от лимузинов с мигалками и дорогих часов на запястьях пастырей, клерикальная элита прибегает к проверенному методу: активной борьбе с «богохульниками», где от участников требуется не личная вера, а готовность громко протестовать на митингах и писать в блогах.