Генпрокуратура взялась за Министерство культуры, а в Музее имени Андрея Рублева уже просто караул кричи!

14 ноября 2012 года Генеральная прокуратура Российской Федерации направила представление министру культуры В.Р. Мединскому в связи с нарушениями, выявленными при проверке законности обеспечения сохранности объектов музейного фонда и охраны объектов культурного наследия. Эта информация размещена на сайте надзорного ведомства.

«Важнейшей остается проблема сохранности музейных экспонатов. Ненадлежащие условия хранения культурных ценностей являются одной из главных причин, способствующих их хищениям, в том числе из музеев», — говорится в пресс-релизе.

Генеральная прокуратура отметила, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также дирекции музеев не обеспечивают надлежащую охрану от преступных посягательств, что является нарушением Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». По состоянию на июль 2012 года более 10 тысяч объектов, в которых хранятся музейные предметы, находились без охраны!

Можайской городской прокуратурой Московской области по материалам Счетной палаты Российской Федерации установлен факт хищения 24 музейных предметов (картины, иконы, личные вещи участников боев и др.) из Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража).

Отсутствие должного учета и инвентаризации музейных экспонатов часто способствует их хищениям. В некоторых случаях предметы поступают и хранятся в музеях без необходимой документации, полноценных описаний и фотофиксации, что ведет к неправомерному распоряжению ими работниками музеев, в том числе их расхищению и подмене. Кроме того, нередко не соблюдаются требования закона при оформлении договоров безвозмездного пользования с Минкультуры России и при регистрации музейных предметов в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Например, прокурором города Черногорска Республики Хакасия было установлено, что 29,313 экспонатов основного фонда Музея истории города Черногорска хранятся без соответствующих экспертных заключений, а само музейное собрание не зарегистрировано в Государственном каталоге. В связи с этим прокуратура подала в суд исковое заявление, требуя от руководства музея и администрации города обратиться в Минкультуры России по вопросу проведения соответствующей экспертизы, которое было удовлетворено.

Также Генеральная прокуратура выявила нарушения законодательства со стороны Минкультуры России при реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011)». В частности, Министерством допускались к работам организации без разрешения органа охраны объектов культурного наследия. Кроме того, Минкультуры не всегда обеспечивало авторский надзор за сохранением памятников истории и культуры.

В связи с вышеизложенным Генеральная прокуратура Российской Федерации направила представление министру культуры об устранении нарушений федерального законодательства и предоставила информацию о состоянии законности в обеспечении сохранности объектов музейного фонда. Однако Министерство культуры заявило, что проверка законности в этой сфере еще только будет проводиться. «По имеющейся информации, Генеральная прокуратура только начнет проверку сохранности объектов культурного наследия, и, разумеется, проверяющим будет оказано все возможное содействие», — сообщили представители Минкультуры.

Следует отметить, что активизация антикоррупционных действий прокуратуры в сфере культуры происходит на фоне массовых протестов музейных сотрудников, о которых упоминалось ранее. Важные выводы были сделаны по результатам заседания коллегии Счетной палаты, где обсуждались недостатки в расходовании бюджетных средств на федеральную целевую программу «Культура России (2006 — 2011 годы)». Одной из основных проблем оказывается отсутствие единого государственного реестра объектов культурного наследия в стране.

Счетная палата вновь активизировала свои усилия в борьбе с коррупцией в культурной отрасли, что стало возможным с приходом нового аудитора. В 1997 г. во время одной из проверок было выявлено нецелевое расходование бюджетных средств в крупных размерах.

Анализ состояния хранения музейных предметов также показал, что многие из них не могут быть точно идентифицированы по учетным книгам. Именно неразбериха в учётно-хранительской документации создает предпосылки для хищений и подмен. О масштабах краж музейных экспонатов в России свидетельствуют данные о пропаже почти четверти миллиона предметов искусства, опубликованные Министерством культуры.

Несмотря на поднятую в обществе проблему, некоторые представители Минкультуры, вместо конструктивной реакции, пытались оправдаться, утверждая, что цифры относятся к утерянным во время войны предметам и изъятым по указаниям советских вождей.

Оцените статью
Ритм Москвы