Прежде всего, поздравляю всех читателей с важной моральной победой, достигнутой благодаря четкой гражданской позиции общества. В не самые простые дни всенародной скорби по безвинным жертвам затопления Крымска, каждый из вас откликнулся на беду этого маленького города в Краснодарском крае, который стал известным по всему миру.
Самым большим потрясением для многих иностранцев стала массовая поддержка пострадавших от потопа, когда россияне восприняли трагедию крымчан как свою собственную. Это была победа над самим собой, своей ленью и безразличием, а также победа над общей разобщенностью. Мы стали свидетелями зарождения гражданского общества, на которое так надеялись многие, кто выходил на улицы в разных городах России.
Можно с уверенностью сказать, что во время этой страшной трагедии у нас наконец появилась своя национальная идея – это развитое информационное общество, свободное от политических разделений. Общество, где свобода информации становится мерилом человеческой жизни.
Тем временем стало очевидно, что о надвигающейся катастрофе в Крымске были оповещены лишь отдельные представители власти. Обычные граждане были застигнуты стихией глубокой ночью, когда 7-метровый поток воды унес их дома и жизни.
Смелый шаг в информационном вакууме вокруг Неберджаевского водохранилища был совершён, и общественное мнение подтвердило, что именно оно стало ключевым источником затопления Крымска не только в 2012 году, но и ранее. За короткий срок после трагедии, 9 июля 2012 года, «Югводоканал» заявил, что Неберджаевское водохранилище не могло стать причиной наводнения, ссылаясь на показатели уровня воды.
Однако, по сообщениям, в ночь затопления произошло резкое поступление воды в насосную станцию. Корректные данные об уровне воды и дальнейшие события в тот момент отсутствовали, что способствовало недопониманию в обществе.
Информация о состоянии Неберджаевского водохранилища, его арендаторе и управляющей компании складывает картину сложной и запутанной системы, в которой ответственность за безопасность водоёмов часто оказывается размытой. Гидротехническое сооружение, которое считается потенциально опасным, попадает в сферу ответственности различных структур, и в результате, наводнения продолжают повторяться.
Несмотря на масштаб трагедии, интерес олигархов и крупных бизнесменов к вопросам безопасности и помощи пострадавшим не нашёл должного отклика. Компании, которые имеют значительное влияние в регионе, не предоставили поддержку обездоленным жителям и не прокомментировали свои действия, демонстрируя, что политика их организаций часто избегает общественного внимания.
К сожалению, даже в условиях подобных катастроф, вопросы о собственности на водные объекты и о том, кто несёт ответственность за безопасность этих сооружений, остаются нечеткими. В то время как по российскому законодательству водные объекты находятся в федеральной собственности, ответственность за их безопасность передана местным властям.
В итоге, трагедия Крымска снова подчеркивает необходимость пересмотреть подходы к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и важность открытия информации для общества, чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем.