XVI Петербургский международный экономический форум завершился скандалом, который разразился вечером 21 июня 2012 года на приеме губернатора города. Закрытое мероприятие прошло на Заячьем острове, где гостей ПЭФа-2012 встречали дамы в золотых париках и платьях екатерининских времен, а рядом были кавалеры в серебряных камзолах и трико. Среди всего этого красочного представления сновали дети в возрасте 9-10 лет, изображая морских существ…
К удивлению, ни одно сообщение СМИ не отметило, что данная VIP-вечеринка проходила в исторической Петропавловской крепости — важном военно-инженерном и архитектурном памятнике, входящем в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В последнее время питерские музеи все чаще становятся местом для закрытых мероприятий. Можно вспомнить роскошный банкет с черной икрой и шампанским, который прошел в Мраморном зале Российского этнографического музея в декабре 2010 года с участием известных личностей, включая Путина.
Как сообщает портал Петербург.ру, на этот раз конкурс на проведение губернаторского приема в Петропавловской крепости выиграл режиссер Виктор Крамер, который предложил концепцию, значительно отличающуюся от предыдущих приемов. На праздничном ужине для высокопоставленных гостей международного форума была реализована идея спектакля на тему «Отражение». Гостям предложили увидеть, как «город отражается в зеркале Невы». Кульминацией вечера стало водное шоу, начавшееся в стиле древнеримских развлечений: юноши выполняли кульбиты на батутах, водолаз появлялся из воды, а губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко прибыл на катере.
По информации, озвученной на мероприятии, на эти изысканные развлечения было потрачено 30 миллионов рублей. Одной из композиций, названной «инсталляцией», представлял собой небольшой бассейн с водой, где плавали бумажные кораблики, а по краям находились дети с серебряными лицами, изображающие «богов ветра». Эти дети сидели ниже уровня пола, и лишь их головы выглядывали из бассейна, вызывая смех публики.
Среди почетных гостей приема были известные личности, такие как режиссер Станислав Говорухин, финансист Марк Гарбер, худрук Театра мюзикла Михаил Швыдкой, актер Михаил Боярский и другие. Однако никто из них не отреагировал на странные «увеселения» с участием маленьких детей. Гости губернатора могли бы долго «отражаться» в глазах ребят, если бы не вмешательство вице-президента компании ABBYY Кати Солнцевой, которая помогла девочкам, изображавшим «богинь ветра», выбраться из картонных коробок. После того как фотографии этого инцидента были опубликованы в блоге губернатора Кировской области Никиты Белых с комментарием «В Питере таким образом мучают детей», разразился грандиозный скандал.
На ситуацию попыталась отреагировать уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова. Она заявила, что на губернаторском приеме выступали дети из профессиональной студии танца «Импульс», которые часто участвуют в праздниках города. По ее словам, устроители уверяли, что грим был безвредным и готовы предоставить химические анализы. «Конечно, смущает тот вопрос, что дети были маленькие. «Импульс» не один год участвует в подобных мероприятиях. По заверениям организаторов, ничего сверхординарного не было», — пояснила она.
Пресс-служба губернатора Петербурга отказалась комментировать инцидент с детьми-статуями. Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов отметил, что Полтавченко присутствовал на приеме недолго. «Дети должны были своим дуновением перемещать по бассейну кораблики. Они при этом находились в комфортном состоянии», — добавил организатор «ветровой инсталляции» Виктор Крамер, который позаимствовал свою концепцию из описаний развлечений императорского двора.
Стоит отметить, что подобные «инсталляции» с маленькими детьми уже стали модными даже на патриарших мероприятиях. Вспомним, как 22 ноября 2011 года после богослужения в Покровском ставропигиальном женском монастыре патриарх Кирилл принимал участие в праздничной трапезе, где маленькие девочки в юбочках из павлиньих перьев развлекали гостей. Данная ситуация поднимает вопросы о том, как такие увеселения вписываются в идеалы, провозглашаемые церковью и обществом.
На «детский скандал» в Петропавловке отреагировали многие журналисты, включая телеведущего НТВ Сергея Минаева, который задался вопросом, как православный канон соотносится с покрашенными краской детьми, изображающими античных богов. Тем не менее, подобные практики продолжают существовать, вызывая недовольство и удивление в обществе. Почему же уполномоченные по правам ребенка и Московская Патриархия не реагируют на унижение человеческого достоинства, с которым сталкиваются дети, превращенные в «ветродуев» на потеху взрослым?»
