Алекс Экслер: Криминальная трагикомедия «Ч/Б» (Ch/B)

Режиссер — Евгений Шелякин. В ролях — Алексей Чадов, Мераб Нинидзе, Сергей Маковецкий, Гурам Баблишвили, Бесо Гатаев, Кахи Кавсадзе, Екатерина Редникова, Мария Андреева, Мария Звонарева, Андрей Руденский, Игорь Жижикин, Михаил Богдасаров. Россия. 2014. 92 мин. Рейтинг на «Кинопоиске»: 6,3. Мой рейтинг: 7,0.

Неужели в кои веки что-то хорошее сняли?!!

Удивление кота Бублика Ярослав (Алексей Чадов) — большой патриот и русский националист. У него есть зуб на криминального авторитета Алхана (Сергей Маковецкий), который каким-то образом кинул с квартирой девушку Ярослава Вику (Мария Андреева). Нурик (Мераб Нинидзе) — мелкий жулик с Кавказа. В свое время Нурик проворачивал некую аферу для Алхана, тот его кинул и подставил, в результате чего Нурик отсидел в тюрьме и никаких денег от Алхана не получил.

Ярослав со своими друганами-националистами врывается в заведение к Алхану, чтобы как следует пограбить и разобраться с авторитетом. Незадолго до этого Нурик приходит к Алхану, огревает его старинной тростью по башке, ворует сейф и хочет сбежать. Но он сталкивается с Ярославом, с которым они дерутся, и в конце концов Ярослав закалывает Нурика ножом, который тот спер в кабинете Алхана.

После этого Ярослав оказывается на катере посреди реки. Там же на катере обнаруживается Нурик, который объясняет, что сначала попал на небо, но за свои грехи ему пришлось стать ангелом-хранителем Ярослава — ненадолго, на пять дней. У Нурика есть устройство транспортировки, встроенное в старинную игру «Волк ловит куриные яйца», но из-за поломки они не могут попасть ни в Москву, куда рвется Ярослав, ни в Амстердам, куда стремится Нурик на игру «Барса»-«Реал», а оказываются в различных русских городах.

Нурик вернулся с заветным сейфом под мышкой, который он все еще не может вскрыть, а Алхан, благодаря встроенному в сейф модулю GPS, в курсе, где находится Нурик, и со своими подручными мчится туда, чтобы вернуть свою ценность. Всем участникам этих событий предстоят страшные приключения…

Я об этом фильме толком даже и не слышал, а посоветовал мне его кто-то из друзей, который, возможно, был как-то причастен к его созданию. Название запомнилось, но от картины я ничего не ждал: для режиссера Евгения Шелякина это был первый опыт, до этого он работал сценаристом сериалов. Анонс картины также не добавлял оптимизма: нацисты, «черножопые», мутные ангелы и машинки — в общем, бредятина, подумал я.

Тем не менее, ангелы и машинки — это не страшно, а вот рассуждения на тему межэтнических противоречий — тут можно наколоться, ведь тема более чем скользкая. Но в картине снимались интересные актеры, отзывы были положительными, и я решил рискнуть. И совершенно не пожалел, потому что фильм оказался действительно хорошим, и я посмотрел его с удовольствием.

Недостатки у картины есть: у режиссера явно чувствуется недостаток опыта, в некоторых моментах действие слегка провисает. Тема с «ангелом» и машинкой перемещения, на мой взгляд, лишняя — без нее фильм, снятый не как мистическая фантасмагория, а с признаками российской жизненности, выиграл бы. Однако многое искупают искренность создателей, задорность исполнителей главных ролей и обстановка черного юмора с элементами забавной шизофрении, напоминающей фильм Ивана Дыховичного «Европа-Азия».

Алексей Чадов исполнил роль Ярослава безупречно: персонаж очень естественный и убедительный. Яркая ксенофобия в начале — «старшие товарищи» рассказали Ярославу о «черножопых», изменение взглядов под воздействием путешествий с Нуриком, и определенное прозрение в конце — все это выглядело очень хорошо.

Нурика сыграл замечательный грузинский актер Мераб Нинидзе, известный по фильму «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Здесь Нинидзе сыграл отлично и в актерском ансамбле заметно выделился, даже по сравнению с Сергеем Маковецким. Нурик — не благородный грузинский орел, а обычный мелкий криминалист, типичный восточный мужчина с проблемами в личной жизни, и в некоторых ситуациях он ведет себя не слишком благородно, хотя затем исправляется. Их взаимодействие с Ярославом — забавное и добродушное.

Что касается темы русского национализма и ксенофобии — она сложная и взрывоопасная. Тем не менее, у Шелякина получилось успешно удержаться в нужных рамках, несмотря на отсутствие стеснения у персонажей в выражениях.

Некоторые эпизоды, конечно, смотрелись слегка идеалистично, но это все-таки трагикомедия, а не драма. Сергей Маковецкий, в своей интеллигентной внешности, не в первый раз играет криминальных авторитетов. Его персонаж — гротескный и манерный авторитет, который цитирует литературных классиков. Сначала он как-то не «заходил», но потом стал даже забавлять.

Однако одна сцена, в которой Алхан демонстрирует свою мощь, по моему мнению, снята зря: она смотрелась натянуто. Зато остальные сцены с этим персонажем и его помощниками были отличными и забавными. Особенно порадовало появление Кахи Кавсадзе в роли дедушки Магомеда — этот эпизод был очаровательным. Мераб Нинидзе и Кахи Кавсадзе вместе уже играли в «Покаянии». Также выделялись провинциальные менты — все сцены с ними оказались веселыми и прикольными.

Что в результате? Действительно хорошее российское кино, которое я посмотрел с большим удовольствием. Не шедевр, но картина достойная: оригинальная, искренняя, хорошо поставленная и мастерски исполненная. Учитывая, что это первый фильм Шелякина, это просто пять баллов. Мне очень понравилось, рад, что такие фильмы в России появляются, ведь устал от однотипных комедий и боевиков. Очень хотелось чего-то для души, и этот фильм — как раз то, что нужно!

P. S. Вспомнил! Мераб Нинидзе еще играл в замечательном фильме «Лунный папа»…

Оценки по пятибалльной шкале:

  • Зрелищность: 4
  • Актерская игра: 4+
  • Режиссерская работа: 4+
  • Сценарий: 4

Кратко о фильме: оригинально и искренне, вполне можно смотреть.

Ссылки по теме:

  • Этот фильм на «Кинопоиске»
  • Обсуждение на форуме, где можно обсудить рецензию и фильм
Оцените статью
Ритм Москвы