Ровно 50 лет назад были жестоко подавлены выступления рабочих в Новочеркасске. События эти известны, но стоит напомнить, что в июне 1962 года рабочие Новочеркасска, возмущенные повышением цен на продукты питания, организовали стихийную забастовку и митинги. Сначала акции носили мирный характер, однако впоследствии они переросли в активное сопротивление. Рабочие захватили электровозостроительный завод, и горком КПСС, из которого сбежали местные чиновники и высокие гости из Москвы. Также была предпринята попытка захватить здание милиции. Власти вызвали войска и отдали команду на применение оружия. В результате 26 человек были убиты, многие получили ранения. Участников волнений осудили, 7 человек приговорили к смертной казни, а 105 к 10-15 годам заключения строгого режима.
Аналогии с современными событиями становятся очевидными. Во-первых, это хамское поведение властей. Тогда требования рабочих остались без ответа, а директор завода посоветовал: «Если нет денег на колбасу, ешьте пирожки с ливером». Сегодняшние заявления наших лидеров о тех, кто «шакалит» у посольств, также знают все. И тогда, и сейчас власть считает себя народной. КПСС громогласно утверждала, что выражает интересы всего народа, в то время как протестующие против повышения цен стали изгоями. Сегодня нам вновь заявляют о поддержке режима большинством населения.
Методы ответа на протесты остаются прежними. В Новочеркасске рабочий Катков, увидев танки, выбежал в одних трусах, крича: «О боже! Идут удовлетворять просьбы трудящихся!» Так и сегодня на справедливые требования пересмотра итогов выборов власти отвечают разгонами, дубинками и арестами. Видим и ту же прелесть правосудия. Суд выслушивает только свидетелей, которые поддерживают обвинение, факты и свидетельства, противоречащие позиции обвинения, игнорируются. В 1962 году рабочий Сильченков задал вопрос обвинителю: «За что вы меня судите?», на что получил ответ, что он ранее был судим и, значит, недоволен Советской властью.
Так же, как и тогда, в делах, подобных Пусси Райт и процессам шпионов-ученых, власти используют метод показательных судебных процессов, игнорируя факты и нормы закона. Активным участникам вменили статью 77 УК РСФСР о «бандитизме», хотя ничего подобного не произошло. Статья 79 УК РФ о «Массовых беспорядках» не предусматривала высшую меру наказания, а приказом было назначено расстрелять, чтобы запугать народ. Один из приговоренных к расстрелу, Б.Н. Мокроусов, который не участвовал в забастовке, пришел к зданию горкома КПСС и отправился на переговоры с членами президиума ЦК КПСС, где, по официальному отчету, «злобно клеветал на материальное положение трудящихся». Следствие расценило это как бандитизм.
Еще одна аналогия заключается в том, что ни тогда, ни сейчас не наказаны организаторы беззакония и судебных процессов, так называемые правоохранители. Участники новочеркасских волнений реабилитированы, но те, кто незаконно их осудил, продолжают гордиться своими «подвигами». Их наследники продолжают дело, и уголовные, и административные. Да, сейчас пока не расстреливают, а сроки по сравнению с тем временем кажутся относительно мягкими. Однако принципы осуждения несогласных остались неизменными.