Благотворительность редко становится темой, которую обсуждают журналисты. Здесь, конечно, есть очевидный парадокс. Вряд ли хотя бы одно издание или информационный ресурс осмелится заявить, что благотворительность — это плохо или не важно. Более того, многие СМИ регулярно публикуют материалы с призывами помочь нуждающимся, и это действительно важно. Однако сама деятельность благотворительных организаций не вызывает у редакций особого интереса.
В первую очередь, большинство благотворительных акций с точки зрения журналистики кажутся технологически скучными. Если известная личность привозит подарки в детский дом, это событие может привлечь внимание глянцевого фотографа, но о чем тут писать? Кроме того, благотворительные вечера со сбором средств зачастую обходятся дороже, чем общий объем собранных средств, что делает тему неудобной для обсуждения.
Во-вторых, большинство современных благотворительных организаций в России остаются непрозрачными и, за редким исключением, не имеют репутации, основанной на многолетнем безукоризненном труде. Поэтому журналист, по определению, будет с подозрением относиться к благотворительной организации, владеющей серьезными средствами: возможно, это фонд-однодневка либо просто «прачечная». Эти две черты определяют то, что я называю «старой» благотворительностью, какой она была в XX веке, в послереволюционной России.
Что же такое «новая благотворительность»? Прежде всего, это благотворительность, основанная на максимальной прозрачности деятельности организации: кто ее активисты, откуда и куда идут средства, чем она занимается и так далее. Это уже не просто перевод средств с одного счета на другой. Сегодня каждый человек, участвующий в благотворительном акте, может проследить, как расходуются его средства, и лично вовлечься в обсуждение формата помощи и анализ результата. В этом нам активно помогают интернет и социальные сети, где происходит ежедневное общение и уже сформировались специфические сообщества, объединяющие работающих благотворителей.
Если вы хотите узнать, кто со мной работает и кто мне помогает, достаточно посмотреть мой список друзей в Facebook. Большинство этих людей я знаю лично. Возможность активно обсуждать любую благотворительную акцию в социальных сетях, таких как Живой Журнал или Twitter, позволяет нам более эффективно привлекать журналистов, которые теперь могут опираться не только на фрагментарные пресс-релизы, но и на мнения конкретных, известных делом, экспертов.
Кроме того, общение через соцсети способствует созданию крепких связей между прессой и активистами, а также самими объектами благотворительности. Не стоит забывать, что представители прессы — такие же граждане, и они сталкиваются с теми же вопросами участия в благотворительности, что и крупные благотворительные фонды. Главное — тесное общение между журналистом и благотворителем создает атмосферу доверия и позволяет совместно находить форматы помощи, которые привлекут внимание аудитории.
Конечно, благотворительность — это потребность души и добрая воля. Можно даже согласиться, что для кого-то это мода или следование тренду. Но самое главное — благотворительность является пожарным инструментом, последним средством избежать катастрофы. Это своеобразное социальное МЧС. В отличие от госструктур, «спасатели» здесь тратят свое личное время и средства. Лишь это обстоятельство заслуживает пристального внимания общества и журналистов, которых часто называют «глазами» и «ушами» общества. Речь идет о необычных людях и их поступках. Об этом стоит говорить.