Как сложное возникает из простого. Врагам эволюции посвящается

В последнее время православные и исламские фундаменталисты начинают заимствовать антинаучные взгляды нео-креационистов. Креационизм представляет собой псевдонаучную концепцию «божественного» или «разумного Творения». Религиозные консерваторы утверждают, что существуют органы, которые не могли возникнуть путем эволюции из-за абсолютной бесполезности при неполном развитии. Например, карманные часы, по их мнению, не могли появиться сами по себе.

Для сложных биологических систем и органов нео-креационисты предлагают своего рода «часовщика» — Творца или бога. Поскольку аргументы о неупрощаемой сложности таких органов, как глаз и каскад свертывания крови, были опровергнуты, нео-креационисты нашли новый объект для своей концепции: бактериальный жгутик. Этот орган, служащий для перемещения некоторых микробов, является уникальным примером свободного осевого вращения в биологии. Кроме АТФ-синтазы, жгутик — единственный из известных биологических образцов с такой характеристикой.

Фанаты «разумного дизайна» заявили, что жгутик не мог развиться путем эволюции, поскольку без любой из его составляющих он не функционирует, что, по их мнению, якобы опровергает возможность его постепенного развития. Однако одиссея жгутика показывает, насколько нео-креационисты и их сторонники далеки от современной науки и ее достижений. Долгое время противники эволюции пытались убедить общественность в сложности жгутика, состоящего из 50 деталей, настаивая на том, что это «несократимая биологическая система», а также что «сложные интегрированные системы этих организмов указывают на то, что они были кем-то спроектированы».

Молекулярный биолог Кеннет Миллер ответил критикам, указав на более простую жгуиковую систему, которая состоит не из 50, а из 10 деталей — игольчатого насоса. Нео-креационисты, однако, продолжили утверждать: «Откуда в ходе эволюции взялись дополнительные элементы «мотора»? Заимствовать их неоткуда!» Тем временем ученые Говард Охман и Рэньи Лю из Университета штата Аризона провели исследование, получив полные геномы 41 вида жгутиковых бактерий и выявив 24 гена, отвечающих за развитие жгутика. Всего же в его эволюции участвует более 50 генов, а 24 из них общие для всех исследованных видов.

Многие из этих генов схожи друг с другом, что указывает на их удвоение в ходе эволюции. Охман отмечает: «Незначительное изменение в гене может порождать новые функции. Каждый ген отвечает за отдельный аспект, например, за синтез белка для строительства жгутикового мотора, жгута и других элементов». Ученые построили эволюционное дерево, показывающее порядок, в котором эволюционировал жгутик. Это исследование вновь подчеркивает, как сложное возникает из простого. Механизмы появления жгутика являются документальным подтверждением теории эволюции Дарвина, который не знал о механизмах наследственности, ДНК, хромосомах и генах.

Интересно, как противники эволюции будут развивать свою теорию «божественного часовщика» в свете новых научных данных.

Оцените статью
Ритм Москвы