Я в шоке: сколько можно зарабатывать на иконе Наполеона!??

То, что происходит в связи с нынешней политикой руководства РПЦ, представляет собой трагическую страницу российской истории, в которой, однако, присутствует и элемент фарса. 7-го сентября я опубликовал ответ Гундяеву по поводу его фактического прославления кровопролития 1812 года и упомянул, как православные священники молились за Наполеона, внося его имя в «Отче наш». В качестве примера курьеза я вспомнил свою статью в «Коммерсанте» от 26.06.2006, где рассказал о том, что в церковных лавках продают икону «Святого Георгия Победоносца», скопированную с картины Луи Давида «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (холст, масло 272 на 232, Мальмезон, Национальный музей).

Я был уверен, что за столько лет инцидент исчерпан, и эта необычная икона изъята. И каким же шоком для меня стало узнать, что мне стали приходить сообщения от знакомых, что эту икону можно спокойно приобрести и сейчас (меня даже угостили ей за 120 рублей в лавке церкви при метро «Сокол»)! Иконы, как вы понимаете, не подписывают (поэтому мы до сих пор точно не знаем, что написал Рублев, а что ему приписывают), но на обороте стоит штемпель: «Софрино» — 25. Я поглядел в Интернете, что это такое, и пришел в очередное потрясение. Вот, посмотрите, так сказать, на физиономию православной духовности (рекомендую изучить список товаров и цен): это можно в старом МХАТе играть гоголевскую Русь без грима.

В воскресенье я прочитал лекцию о мифах и фактах 1812 года на телеканале «Дождь», во время которой показал собравшимся саму икону и советское издание альбома Давида. Аудитория в студии повеселилась, но после лекции один из слушателей подошел ко мне и сообщил, что этот рукотворный образ фактически святого Наполеона стоит у него дома, а также он видел его в школе и у родственников! Я пошел в церковный магазин, где выяснил, что именно этот вариант Георгия пользуется большим спросом у покупателей (неудивительно: рисовал великий художник, а не какой-нибудь забулдыга!).

А теперь — внимание: даже после всех этих разоблачений на сайте «Софрино» все еще висит «Чудо Георгия о змие» — артикул 10 060. Вот насколько уверенно чувствует себя определенный бизнес на Руси! Знал бы Иисус, который жил без кортежей иномарок и раззолоченных одежд, что его идеи о любви к ближнему используются для заработка на невежестве людей, чтобы развязывать гражданские и религиозные войны! Знал бы Наполеон, как его образ, создателя великого Гражданского кодекса, используют те же меркантильные и агрессивные элементы!

При этом, понимаете, я ведь специалист, автор монографии об эпохе Наполеона, и не знаю всех подробностей о Гитлере, Муссолини, Сталине, Фридрихе Прусском, Цезаре и т.д. Может быть, коллеги-историки пройдутся по «лавкам» и обследуют их на предмет выявления возможных своих «подопечных» исторических деятелей. У меня есть вопрос к РПЦ, к Гундяеву и к его знакомому — главе «Софрино»: доколе можно кощунствовать над памятью Христа, святого Георгия и императора Наполеона? Я понимаю, что выгодно — умершему Луи Давиду авторские права не придется платить, но интересно: как отнесутся родственники Наполеона (по линии Каролины Бонапарт — Мюрат) к такому использованию их семейного бренда в православных и коммерческих целях?

Мне на Наполеона 120 рублей в пятницу не жалко было (я покупал в 2006 крупнокалиберный вариант той же иконы за большие деньги!), но почему именно Наполеон должен кормить ожиревшую гоголевскую, салтыков-щедринскую и чеховско-футлярную Русь? Кстати, Луи Давид был не только выдающимся живописцем, возрождавшим античные образы, но и режиссером-постановщиком главных атеистических празднеств 1790-х годов!

Характерное дополнение: прочитав лекцию, я отправился в сторону Кропоткинской через мост, однако вся территория вокруг Храма Христа Спасителя была оцеплена полицией! Люди не могли свободно пройти, как хотели: всех сгоняли на набережную в обход! Полицейские нехотя сообщали, что внутри – «кажется, какой-то молебен про 1812 год». Спустившись на набережную, я заметил, как в ворота Храма заезжают огромные иномарки. У меня было ощущение, что я нахожусь в оккупированном городе, но утешался мыслью, что, если бы сам Иисус Христос попытался пройти к Кропоткинской, его бы тоже не пропустили, так как у него нет пригласительного на молебен, иномарки и золоченых одеяний РПЦ.

P.S. Вот еще одна публикация – из российской глубинки: сложно представить, сколько православного народа молится Наполеону (хотя я напомню: этого католика не только православный Синод предавал анафеме в 1806 г., но и православный отцеубийца Александр I в Тильзите наградил орденом Святого апостола Андрея Первозванного с девизом за «Веру и Верность» — фарс!), и сколько на этом заработано барышей.

Оцените статью
Ритм Москвы